https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/issue/feed Современные исследования социальных проблем 2024-11-29T09:03:35+07:00 Yan A. Maksimov editor@soc-journal.ru Open Journal Systems Современные исследования социальных проблем https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/421 ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК» В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Elena V. Ilyinova elena.ilinova21@gmail.com <p><strong>Обоснование. </strong>С начала 2000-х гг. в отечественной лингвистике развивается теория лингвокультурных типажей. При этом лингвокультурный типаж «деловой человек» до сих пор не получил своего исчерпывающего описания.</p> <p><strong>Цель </strong>– выявить общие и специфические черты образной составляющей лингвокультурного типажа «деловой человек» и его субтипажей в русском и английском языках.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> В основе исследования лежит сопоставитeльно-описатeльный метод и метод тематического анализа. Материалом исследования послужила выборка примеров из Национального корпуса русского языка и корпуса современного американского английского (Corpus of Contemporary American English) за 2000-2019 гг., содержащая лексемы, номинирующие исследуемые лингвокультурные типажи (несколько тысяч примеров для каждого языка). Из анализа были исключены примеры, в которых данные лексемы употребляются в иных значениях, являются частью названий или указывают на реалии прошлого, иных стран или фантастических миров.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Выявлены общие и специфические черты образной составляющей лингвокультурного типажа «деловой человек» и его субтипажей в русском и английском языках. Выявленные особенности касаются как наиболее часто актуализируемых в примерах из корпуса тем («возраст», «образ мысли», «карьера», «криминал», «богатство», «успех»), так и приписываемых этим типажам характеристик. Также выявлены отличия в употреблении разных элементов лексико-семантических полей, соответствующих данным типажам.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/422 НЕУЗУАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Ekaterina S. Chukina chukina@volsu.ru <p>Неузуальное словообразование как более свободный от ограничений способ пополнения словарного состава языка может восполнять лакуны традиционного словообразования, производить креативные, ребусные, экспрессивные номинации; характеризуется возрастающей значимостью в современном немецком языке, в особенности в сфере интернет-коммуникации. Изучению данных процессов и образуемых неузуальными способами новых немецких слов не уделяется должного внимания.</p> <p><strong>Цель</strong> <strong>исследования </strong>– обобщение и систематизация имеющихся теоретических результатов исследований в отечественной и зарубежной лингвистике неузуального словообразования, определение используемых в современном немецком языке видов неузуального словообразования и тенденций неологизации.</p> <p><strong>Метод и методология проведения работы. </strong>Материал исследования – функционирующие в сегодняшней интернет-коммуникации актуальные номинации объектов действительности, относящихся к разным сферам жизни немецкого общества. Используются словообразовательный анализа, элементы семантического и мотивологического анализа.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Показано, что в современном немецком языке используются все выделяемые виды неузуального словообразования. Наиболее частотными являются лексикализация аббревиатур, элиминирование, контаминация, субституция, слова-кентавры. Неологизация посредством неузуального словообразования характеризуется тенденциями к интернационализации, интенсивизации, интеграции и интеллектуализации.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Материалы и результаты исследований могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специалистов в сфере коммуникации на немецком языке, в лексикографической практике, при разработке методологии исследований по смежной тематике.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/429 ТРУДНОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИСЕМИИ И ОМОНИМИИ В ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Larisa B. Morgoeva Lalik_m@mail.ru <p><strong>Обоснование. </strong>Содержательная сторона лексической единицы является центральной и наиболее значимой при анализе структурно-семантических связей слов и их классификации с учетом выявленных особенностей. Для осетиноведения такие исследования представляются особенно актуальными, поскольку семантические изменения в слове, связанные с явлениями многозначности и омонимии в осетинском языке недостаточно изучены.</p> <p><strong>Цель</strong>. Статья посвящена изучению семантических связей между лексическими единицами осетинского языка и рассмотрению механизмов их функционирования в условиях полисемии и омонимии. Современное состояние осетинского языка позволяет утверждать, что слова склонны к расширению границ своего семантического поля, в результате которого становится возможным обособление отдельных его значений в самостоятельные лексические единицы. Автор ставит целью рассмотрение основных принципов распознавания омонимов и установление границ многозначности с привлечением приемов контекстного использования.</p> <p><strong>Метод и методология проведенной работы. </strong>Использованы методы структурно-семантического анализа, сравнения и обобщения.</p> <p><strong>Результаты</strong>. Для определения семантических возможностей слова и особенностей функционирования его значений в контекстном окружении проведен анализ лексикографических источников в сопоставлении с иллюстративным материалом. Сплошная выборка показала некоторые расхождения в словарных дефинициях и в определении семантических связей между значениями. Это связано с тем, что расхождение значений происходит вследствие распада полисемии, и при пограничных случаях эти значения могут относиться к одной лексической единице или быть представлены как омонимы. Применительно к лексике осетинского языка рассмотренные способы выявления омонимов оказываются эффективными только при комплексном использовании.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Результаты проведенного исследования могут быть полезны в области лексикологии и послужить для более глубоко и детального анализа явлений полисемии и омонимии в осетинском языке при разработке актуальных принципов разграничения омонимов от многозначных слов.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/432 СЕМАНТИЧЕСКИЙ СДВИГ КАК МЕХАНИЗМ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРЯ ВИРТУАЛЬНОГО ДИСКУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 2024-11-29T09:03:35+07:00 Yuliya S. Gavrikova ykanshina@yandex.ru <p><strong>Обоснование. </strong>В статье рассматривается явление семантического сдвига и его виды в контексте их роли в процессе пополнения лексики виртуального дискурса. Актуальность данного исследования связана с тем, что данный вид дискурса постоянно пополняется новой лексикой, что обуславливает необходимость исследования механизмов данного процесса. В данной работе рассматриваются различные подвиды семантического сдвига как механизм пополнения словаря английского языка в рамках виртуального дискурса.</p> <p><strong>Цель работы – </strong>рассмотрение явления семантического сдвига и выявление его наиболее частотных видов как способа пополнения словарного запаса виртуального дискурса на английском языке.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Главный метод исследования в данной работе – компонентный анализ, с его помощью была выявлена специфика значения новых слов по сравнению со словами-основами. Метод сплошной направленной выборки применялся для отбора примеров неологизмов современного англоязычного виртуального дискурса. Также применялись контекстуальный метод и количественные методы.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Результаты исследования показали, что семантический сдвиг является высоко продуктивным способом возникновения новой лексики в рамках виртуального дискурса английского языка. Виды семантического сдвига, которые являются основой для появления новых слов, разнообразны и включают следующие: метафорический перенос, метонимический перенос, ухудшение значения, улучшение значения, сужение значения, расширение значения и гиперболизация значения. Были выявлены наиболее частотные виды семантического сдвига как механизма возникновения новой лексики в рамках виртуального дискурса на английском языке, которые включают в себя метафорический перенос, метонимический перенос и ухудшение значения. Высокая частотность последнего предположительно связана с широком распространением необходимости выразить коммуникативное намерение критики в современном виртуальном дискурсе и поиском носителями языка новых лексических инструментов для выражения данного намерения.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов пополнения словаря виртуального дискурса и семантического сдвига как способа пополнения словаря английского языка по различной тематической отнесенности.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/435 АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «БИНОМИАЛ» И «ДУБЛЕТ» В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО АНГЛИЙСКОГО 2024-11-29T09:03:35+07:00 Milena A. Gross gross_m_a@mail.ru Elena B. Shevchenko pisma_shev@mail.ru <p><strong>Обоснование. </strong>Сфера юридического английского языка представляет интерес как для ученых-лингвистов, так и для ученых-юристов. Несмотря на разные цели таких исследований, часто их предметом становятся двух- и многокомпонентные выражения, соединенные союзами «and» или «or». На данный момент применительно к этим выражениям используются различные термины, но наиболее часто встречающимися являются «дублет» и «биномиал».</p> <p><strong>Цель </strong>– определение наиболее подходящего термина для наименования двух- и многокомпонентных выражений в юридическом английском.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Двух- и многокомпонентные выражения были подвергнуты морфологическому, семантическому и этимологическому анализам. С целью проверки устойчивости данных выражений были использованы методы корпусной лингвистики.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Двух- и многокомпонентные выражения, используемые в юридическом английском, обладают следующими характеристиками. Компоненты данных выражений всегда относятся к одной части речи и могут находиться в отношениях синонимии, комплементарности, или соотноситься как «часть и целое». Этимологически выражения могут состоять из исконно английских слов, либо из заимствованных из одного или двух языков, либо включать как заимствованное, так и английское слово. Порядок компонентов в выражениях может меняться, но всегда один из вариантов встречается чаще. Весь комплекс выявленных характеристик охватывается понятием «биномиал», поэтому рекомендуется использовать именно его.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/448 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Elena Yu. Ladonina e.ladonina@volsu.ru Nadezhda A. Sytina n.sytina@volsu.ru <p><strong>Обоснование. </strong>В данной статье авторы рассматривают проблему подготовки специалистов в области информационной безопасности с точки зрения комплексного подхода и с учётом предметных и межпредметных связей. Обосновывается необходимость практической составляющей, позволяющей симулировать реальные жизненные ситуации, что способствует развитию критического мышления и формирует умение работать в команде. При изучении дисциплины Theory and practice of information security (Теория и практика информационной безопасности) как части общепрофессиональной подготовки специалистов особое внимание уделяется модульному обучению, что обеспечивает снятие языковых и методических трудностей. Анализируются традиционные и инновационные подходы в учебном процессе, описываются отдельные виды упражнений для достижения целей обучения в каждом модуле.</p> <p><strong>Цель</strong> исследования – обосновать эффективность традиционных и проектных методов обучения, что дает возможность сформировать языковые и коммуникативные навыки в плоскости иностранного языка, а также научить решать профессионально значимую проблему в сфере информационной безопасности.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Для достижения цели были использованы следующие методы: теоретические (анализ научной и методической литературы) и эмпирические (обобщение личного педагогического опыта и экспериментальное обучение в студенческих группах).</p> <p><strong>Результаты. </strong>Апробирован модульный подход и комплекс упражнений, направленный на формирование критического мышления и приемов сотрудничества в учебном процессе.</p> <p><strong>Область применения. </strong>Результатом исследования являются рекомендации по применению модульного подхода при преподавании дисциплины Theory and practice of information security в вузе для подготовки специалистов в области информационной безопасности.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/447 ПЕРСУАЗИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ПРИРОДА – ЭТО ИСКУССТВО» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРАГМА-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Ksenia A. Pavlova lone9782@yandex.ru <p><strong>Обоснование</strong>. Исследование посвящено вопросу персуазивного функционирования метафорической модели «Природа – это искусство» в экологическом дискурсе. Актуальность обусловлена необходимостью изучения в рамках прагма-когнитивного подхода функции воздействия на читательскую аудиторию, осуществляемую с помощью текстов СМИ по экологической тематике. Одна из наиболее острых проблем современности – это проблема взаимодействия Человека и Природы. Данная проблема широко освещается в экологическом медиадискурсе, основная задача которого, наравне с распространением информации экологического характера, заключается в формировании общественного экологического сознания – замещении эгоцентрической потребительской модели поведения на более внимательное и благосклонное отношение к окружающей среде. Так как основополагающей функцией СМИ является функция воздействия, представляется необходимым изучить персуазивный компонент одной из наиболее широко распространенных метафорических моделей «Природа – это искусство» в экологическом дискурсе.</p> <p><strong>Цель</strong>. Выделить фреймы и слоты в метафорической модели «Природа – это искусство» и провести лингвистический анализ их персуазивного компонента.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В качестве материалов для исследования были использованы англоязычные статьи по экологической тематике, опубликованные в британском онлайн издании ‘<em>The</em> <em>Guardian</em><em>’</em>. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза теоретического материала; метод лексико-семантического, прагма-стилистического и компонентного анализов с использованием англоязычных словарей (Merriam Webster Dictionary, Cambridge Dictionary); метод дискурсивного анализа; метод контекстуального анализа; описательный метод. Вышеперечисленные методы позволили получить достоверные сведения о реализации персуазивного воздействия в экологическом дискурсе посредством метафоры.</p> <p><strong>Результаты. </strong>В ходе исследования в проанализированной нами метафорической модели были выделены следующие фреймы: ‘Природа как танец’, ‘Природа как литература’ и ‘Природа как театр’. Результаты исследования показали, что каждый фрейм характеризуется набором определенных маркеров персуазивности, посредством которых осуществляется эффект воздействия на читательскую аудиторию. Были рассмотрены языковые способы экспликации основных маркеров персуазивности.</p> <p><strong>Область применения. </strong>Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования способов персуазивного воздействия в рамках экологического дискурса, при разработке вузовских курсов лекций по общему языкознанию и в чтении спецкурсов, посвященных экологическому дискурсу, категории персуазивности и метафорическому моделированию.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/446 ВЫРАЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ МАНИФЕСТАЦИЮ ГЛАГОЛА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА У. ТЕВИСА «ХОД КОРОЛЕВЫ») 2024-11-29T09:03:35+07:00 Evgeniya I. Vinnik vinnikevgesh@mail.ru <p>В статье рассматривается проблема становления женской идентичности в современных условиях, определенных мировоззрением постмодерна. Актуальность данного исследования обусловлена назревшей необходимостью теоретического осмысления и практического изучения роли языка как средства конструирования гендера через глагол.</p> <p><strong>Цель.</strong> Выявить динамику становления женской идентичности в художественном тексте посредством глагольного воплощения.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> В исследовании применяются: дефиниционный анализ гендерных тенденций, проблемы женской гениальности, контекстологическое наблюдение речевого материала художественного текста, интерпретирование и систематизация языковых фактов, статистическая обработка данных.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Подтверждена гипотеза возможной динамики становления женской идентичности в художественном тексте посредством анализа глагольного семантического пространства романа У. Тевиса «Ход королевы» (около 1900 манифестаций).</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Исследовательские результаты могут найти применение в системном изучении употребления глагола и глагольных форм в текстуальном пространстве как средства реализации гендерного аспекта.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/420 СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДЪЕКТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Elena A. Bibik liquetani@gmail.com <p><strong>Обоснование. </strong>Выявление структурно-грамматических особенностей адъективных фразеологических единиц в русском и английском языках имеет большое значение с точки зрения изучения особенностей языковой системы и национально-культурного контекста исследуемых языков, что позволяет глубже изучить особенности употребления и функционирования фразеологических единиц, паремий.</p> <p><strong>Цель исследования.</strong> Выявить структурно-грамматические особенности адъективных фразеологических единиц в русском и английском языках.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Был применён описательный метод по итогам анализа и синтеза теоретического материала, а также метод контекстуального анализа представленных в работе практических материалов, а именно адъективных фразеологических единиц, полученных методом сплошной выборки.</p> <p><strong>Результаты.</strong> В результате анализа структурных и грамматических особенностей исследуемых нами паремий русского и английского языков мы можем сделать вывод, что имеющиеся различия в их выражении связаны в первую очередь с тем, что наиболее важное в синтаксической типологии языков отношение ‘субъект – действие – объект’ по-разному выражается в исследуемых языках, что обусловлено особенностями синтаксического строя каждого языка, представляющего собой особые взаимоотношения структурно-смысловых компонентов предложения. С точки зрения способа и средств выражения русский язык является флективным, а английский – аналитическим.</p> <p>Несмотря на некоторые различия, адъективные фразеологические единицы в сравниваемых нами языках обладают значительным сходством в своей структуре и грамматике, что можно объяснить общностью законов организации языка и универсальностью логических категорий, лежащих в основе его формирования.</p> <p><strong>Область применения.</strong> Результаты представленной работы применимы в области исследования особенностей адъективных фразеологических единиц, а также прилагательных в паремиях русского и английского языков.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/445 РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ IT-ДИСКУРСЕ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Marina L. Avakova marina-avakova@yandex.ru Nadezhda B. Ayvazyan n-ajvazyan@mail.ru <p><strong>Обоснование.</strong> Статья посвящена исследованию реализации коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе. Актуальность исследования обусловлена развитием современных условий коммуникативного взаимодействия, возрастанием социальной роли информации в глобальном цифровом пространстве. Профессиональная коммуникация, сосредоточенная на свойствах и особенностях современных информационных технологий, играет важную роль в процессе распространения научных знаний для широкой аудитории.</p> <p><strong>Цель </strong>данной статьи заключается в выявлении и анализе языковых инструментов коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Фактическим материалом для исследования послужили англоязычные статьи, опубликованные в электронных научно-популярных журналах Computer World, T3 за период 2023-2024 гг. В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод сплошной выборки материала, коммуникативно-прагматический метод, метод лингвистического описания.</p> <p><strong>Результаты. </strong>В результате проведенного исследования было установлено, что для актуализации стратегий коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе характерным является использование разговорного стиля для облегчения процесса интерпретации научной информации; употребление эмоционально-оценочной, экспрессивной лексики, риторических приемов способствует усилению коммуникативного воздействия на адресата.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/438 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ТЕМПОРАЛЬНОЙ АКСЕЛЕРАЦИИ И ГЕЙМИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Natalia N. Pluzhnikova pluzhnikova@bk.ru Anastasiya V. Gribova gribovaa423@gmail.com <p><strong>Обоснование.</strong> В условиях цифровизации действительности особое научное значение приобретает анализ сущности техники, который связан с трансформацией современных социокультурных процессов. Техника перестает рассматриваться исключительно как технологический феномен. Акселерация процессов социокультурной динамики приводит к расширению понимания техники за счет включения сферы технологий во все сферы жизни современного человека. Наиболее ярко этот процесс проявляется на примере развития кибер-игровой индустрии, которая позволяет обосновать сущность ценностного подхода к анализу техники.</p> <p><strong>Цель</strong> – анализ сущности и взаимосвязи техники с процессами социокультурной динамики на примере развития современной кибер-игровой индустрии.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Авторами были использованы общенаучные аналитические инструменты, а также опросный метод. В анонимном опросе приняли участие респонденты без уточнения пола от 14 до 35 лет, являющиеся активными потребителями кибер-игр, которым был задан открытый вопрос, предполагающий развернутый ответ в свободной форме. Количественные показатели использовались как элемент описания динамики социокультурных изменений для анализа понятия техники.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Цифровая игра определяется авторами как кибер-социокультурный феномен, определяющий и задающий специфический ритм протеканию социокультурных процессов, а также человеческой жизни. Также она выступает в качестве необходимого элемента социокультурной динамики и представляет собой динамический процесс, указывающий на взаимосвязь техники и социокультурной динамики. В результате кибер-игр техника обретает социокультурную ценность, в составе которой техника выступает не только в качестве объекта и процесса человеческой деятельности, но и в качестве показателя развития человека, овладения действительностью в игровой и виртуальной формах. Процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технологической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурной динамики.&nbsp;</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/449 КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 2024-11-29T09:03:35+07:00 Marina Yu. Neronova marina.neronova@pharminnotech.com Alexander V. Neronov neronov58@mail.ru <p>В статье рассматривается проблема исследования национального характера в гуманитарном знании с Нового времени до современности и анализируются различные подходы, применяемые учеными для ее решения. На основе проведенной работы авторы формулируют культурно-психологический подход к изучению национального характера и применяют его для выявления и раскрытия базовых черт русского национального характера</p> <p><strong>Цель</strong>: дать представление о национальном характере как объекте исследования гуманитарной науки, провести сравнительный анализ различных подходов к познанию национального характера, выделить культурно-психологический подход и с его помощью определить основные черты русского национального характера.</p> <p><strong>Метод и методология проведения работы</strong>: применялись метод сравнительного анализа и феноменологический метод.</p> <p><strong>Результаты: </strong>в процессе анализа дискурса о национальном характере в гуманитарных науках авторы приходят к выводу, что основная проблема в раскрытии феномена национального характера связана с субъективной природой самого объекта изучения, что приводит к появлению множества подходов, каждый из которых не способен дать полное и исчерпывающее представление об объекте исследования. С аналогичной проблемой сталкивается также и современная психология в стремлении понять характер человека. В психологии был выделен подход, который отчасти сумел преодолеть указанную проблему. В нем характер рассматривается через отношения человека к разным аспектам действительности, при этом сам субъект человека вынесен «за скобки». Авторы формулируют культурно-психологический подход, объединяя психологический подход с культурологическим, и с его помощью исследуют базовые черты русского национального характера.</p> <p><strong>Область применения результатов: </strong>Полученные результаты могут быть применены при изучении современных общественных и культурных процессов, связанных с национальной идентификацией и использованы при формировании содержания учебных курсов гуманитарной направленности в высшем и среднем образовании.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/424 ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И СТРАТЕГИИ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Elena F. Moros moroslena@yandex.ru <p><strong>Обоснование.</strong> Развитие системы образования должно стать важнейшим приоритетом государственной политики. Чтобы соответствовать вызовам эпохи. Это означает, что в системе образования необходимо своевременно выявлять реальные и потенциальные опасности, детально анализировать их и, соответственно, разрабатывать действенные инструменты устранения рисков и оптимизации дальнейшего безопасного развития образовательного пространства. Это включает в себя актуализацию законодательства, адаптацию образовательных программ к современным вызовам, повышение квалификации педагогов и оптимизацию управленческих решений. Автор статьи утверждает, что система образования в России сможет готовить высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан только при условии минимизации рисков и управления возможными отклонениями от норм развития.</p> <p><strong>Цель</strong> – анализ современных вызовов и опасностей, с которыми сталкивается система образования России, и разработка стратегий для их эффективного преодоления.</p> <p><strong>Материалы и методы</strong>. Для проведения исследования были использованы общие социально-философские принципы и методы познания, которые применяются при анализе социальных процессов, а также общенаучные подходы, учитывающие специфику изучаемого объекта.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Анализ текущего состояния системы образования выявляет несколько ключевых проблем, которые оказывают значительное влияние на качество образовательных программ и кадровый потенциал. Современные учебные программы часто не соответствуют требованиям рынка труда и уровню технологического прогресса. В частности, недостаточное внимание к новым достижениям в области информационных технологий и STEM-наук приводит к тому, что выпускники оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда. Сложности с интеграцией новых технологий в образовательный процесс, такие как недостаточная подготовка преподавателей и нехватка современного оборудования, также ограничивают возможности для инновационного развития.</p> <p>Решение указанных проблем требует комплексного реформирования образовательной политики и управления. Ключевыми мерами для улучшения ситуации являются увеличение финансирования образовательных учреждений, что позволит обновить инфраструктуру и приобрести современное оборудование. Обновление учебных программ с учётом новых технологий и требований рынка труда также является критически важным. Кроме того, улучшение условий труда для педагогов, включая повышение заработных плат и обеспечение возможностей для профессионального развития, будет способствовать повышению качества образовательного процесса.</p> <p>Внедрение современных технологий в образовательный процесс должно стать важным элементом реформ, направленных на повышение качества образования и адаптацию системы к современным вызовам. Это создаст условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих актуальным требованиям рынка труда. Для обеспечения устойчивого функционирования образовательной системы необходима активная поддержка со стороны государственной политики, которая должна включать эффективное управление и создание необходимых условий для стабильного развития образования. Такой подход обеспечит подготовку специалистов, способных внести значительный вклад в развитие общества и экономики.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/430 УЧЕНИЕ О РОЖДЕНИИ СВЫШЕ В ХРИСТИАНСТВЕ С ПОЗИЦИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ: ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ 2024-11-29T09:03:35+07:00 Yuri V. Sobolev ysob@mail.ru <p>В статье анализируется учение о рождении свыше в христианстве в рамках внутриконфессиональной дискуссии. Обращая внимание на особую выраженность учения о рождении свыше в современной протестантской традиции, в статье ставится вопрос о месте и значении учения о рождения свыше в традиции церковной (православной, католической). Отдельно ставится вопрос о возможности рождения свыше в эпоху «оскудения веры». Междисциплинарный подход позволяет обозначить ряд важных положений, обуславливающих различие и общность в интерпретациях: авторитет святоотеческой экзегезы, значение и место устной традиции в современных протестантских общинах, первичность и вторичность в понимании иерофанического, рациональное и мистическое в духовном опыте верующего христианина. В качестве теоретической базы были использованы труды таких учёных и исследователей как: М. Вебер, Д.&nbsp;Мелтон, М. Элиаде, М. Фуко, Л. Харрисон, Д.&nbsp;Боголепов, С. Хоружий, И.&nbsp;Яблоков. Важное место в изучении вопроса занимает святоотеческое наследие – труды Иоанна Златоуста и Симеона Нового Богослова. В качестве методов исследования следует назвать метод сравнительного религиоведения, герменевтическо-текстовой анализ, социально-исторический и культурологический подходы. В ходе работы сделан ряд важных заключений о понимании и месте учения о рождении свыше в христианском вероучении. Наиболее важными из них являются: значение эксплицитности и понимание рождения свыше в протестантизме; сложность и имплицитность церковной экзегезы рождения свыше, выраженной в двух основных векторах понимания этого вопроса. Данные статьи могут быть использованы в исследовательской работе философов-религиоведов по истории христианства. Практическая ценность статьи заключается в возможности включения результатов в занятия по философии, религиоведению и теологии, а также в миссионерской деятельности.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/450 ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ГОРОДСКОМ И СЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВАХ: ИНДИКАТОРЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХОВ АЛТАЯ) 2024-11-29T09:03:35+07:00 Anna D. Derendyaeva derendyaewa@yandex.ru Daria A. Mikhalevskaya ms.mihalevskaya@mail.ru <p><strong>Обоснование. </strong>В последние годы актуальным становится изучение многонациональных регионов Российской Федерации, в развитии которых наблюдаются различные стратегии и практики сохранения историко-культурного наследия. При этом особый интерес вызывает исследование локальных сообществ, а именно отдельных этнических групп. Анализируется влияние института наследия на процессы формирования идентичности в данных сообществах, в том числе в городской и сельской средах.</p> <p><strong>Цель. </strong>Анализ роли института историко-культурного наследия в сохранении этнической идентичности в городском и сельском пространствах, а также выявление ключевых индикаторов идентичности.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> В статье представлены и проанализированы результаты этнографического исследования, проведенного учеными и сотрудниками Алтайского государственного университета в течение апреля-мая 2024 г. В качестве основного метода исследования выступил социологический опрос представителей казахского этноса, а именно жителей «двух Алтаев»: Алтайского края (г. Барнаул, с. Кирей и пос. Мирабилит) и Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, с. Кош-Агач, с. Жана-аул). Кроме того, теоретическая часть работы опирается на концепции изучения этносов: примордиализм, конструктивизм и этносимволизм.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Полученные данные обработаны с помощью программы статистического анализа SPSS, также были проведены компаративный и контент-анализы. Авторами исследования отмечены ключевые индикаторы этнической идентичности, непосредственно связанные с историко-культурным наследием: 1) исторические нарративы, 2) национальный язык, 3) символические события, 4) традиции и обычаи, 5) предметы быта, 6) гастрономическая культура. Показано, что этническая идентичность носит более устойчивый характер в сельской среде. Как в городском, так и в сельском пространствах отмечается формирование феномена «пересечения локальных культур».</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/418 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. – НАЧАЛА ХХ в. 2024-11-29T09:03:35+07:00 Vladislav V. Kazachenko lv_93you@mail.ru <p><strong>Обоснование. </strong>Исторически сложилось, что дворянство в Российской империи было привилегированным сословием и опорой самодержавия. Модернизационные буржуазно – демократические реформы 1860-1870-х гг., оказали влияние на все сферы общества, в том числе и на дворянство, которое стремилось сохранить свое привилегированное&nbsp; положение, что не могло не отразиться на трансформации законодательных основ органов сословного самоуправления. В статье автор предполагает, что, несмотря на то, что самодержавие было заинтересовано в сохранении положения дворянства, оно вынуждено было вносить изменения в законодательство, регулирующее деятельность дворянского самоуправления. Законодательство Тульской губернии &nbsp;отражало всероссийские тренды, но имело некоторые особенности.</p> <p><strong>Цель.</strong> Выявление общего и особенного в формировании законодательных основ дворянского самоуправления Тульской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв., и их компетенций.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Главным методом исследования является историко-генетический и историко-сравнительный. Статья базируется на анализе законодательных актов&nbsp; XIX – начале ХХ вв. и материалов делопроизводства дворянских собраний.</p> <p><strong>Результаты исследования</strong>. Было установлено принципиальное сходство всероссийских законодательных основ и Тульской губернии. Дворянские собрания до Великих реформ были важными органами местного самоуправления, защищая политические и экономические интересы дворянства. После реформ 1860-1870-х гг. их полномочия сократились, ограничившись экономическими вопросами и ведением родословных книг, однако дворяне продолжали занимать ключевые должности в земском управлении до 1917 года. В Тульской губернии принципы деятельности дворянского самоуправления основывались на российском законодательстве. Особенностью &nbsp;изменений в законодательных основах тульского дворянства было то, что Собрание выступало против снижения имущественного ценза. Главными функциями Собрания в пореформенный период осталось ведение родословных книг, выдача свидетельств о дворянском состоянии, благотворительность и опека дворян, оставшихся без попечения. В пореформенный период дворянское самоуправление обладало значимыми компетенциями и необходимыми ресурсами для их поддержания.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## https://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/451 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА 2024-11-29T09:03:35+07:00 Kirill O. Kudryashov kydryawov@mail.ru <p><strong>Обоснование.</strong> Ввиду значительных пертурбаций полномочий губернаторского корпуса на региональном уровне во второй половине XIX – начале XX в. претерпевает изменения функционал губернской администрации в социокультурной сфере. Данной тенденции способствовали не только новые органы самоуправления, созданные комитеты, появившиеся в результате либеральных реформ, но и в последующем резкая смена государственного курса, которая в 80-е гг. приобретает консервативное направление. Весьма неоднозначна оценка губернской администрации во взаимодействии с учреждениями сферы образования. В работе анализируются делопроизводственные материалы, периодическая печать, которые позволяют по-новому раскрыть особенности функционала владимирской губернской администрации в сфере народного просвещения.</p> <p><strong>Цель</strong> – исследовать деятельность владимирской губернской администрации в сфере народного просвещения и определить ее основные направления во второй половине XIX – начале XX в.</p> <p>&nbsp;<strong>Материалы и методы.</strong> Основой для исследования послужили периодическая печать, представленная Владимирскими губернскими ведомостями, Владимирскими епархиальными ведомостями, Владимирец, и делопроизводственные документы Государственного архива Владимирской области: переписка учреждений, рапорты, отчеты. В данной работе используются проблемно-хронологический, историко-генетический, аналитический методы, с целью сохранения принципов историчности и системности.</p> <p><strong>Результаты исследования. </strong>В процессе изменения центральной властью политического курса, в результате перехода от либеральной модели к консервативной, были затронуты принципы взаимодействия губернаторского корпуса и губернских учреждений по вопросам просвещения и благотворительности в сфере образования. По данному направлению администрация Владимирской губернии придерживалась принципов надзора, контроля и разъяснения. Особенную настороженность власти проявляли в отношении образовательных учреждений, в связи с ростом оппозиционных настроений. Тем не менее, характерной особенностью, присущей для Владимирской губернии в начале XX в., стало сближение губернаторов и земских учреждений по вопросам просвещения, где первые старались ходатайствовать о земских инициативах об открытии новых учебных заведений в высшие правительственные органы.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Выводы данной статьи могут бить использоваться в области исследовании политической и региональной истории как Владимирской губернии, так и схожих с ней по структуре управления.&nbsp; Также полученные результаты могут применены для преподавания региональной истории Владимирского края.</p> 2024-09-30T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement##