ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОЗУНГА
Аннотация
Обоснование. Лозунг как феномен общественно-политической коммуникации рассматривается в современной науке в разных аспектах, причем одним из центральных вопросов остается вопрос о функциональной специфике единиц такого типа. Анализ научной литературы показывает, что ни терминологического, ни содержательного единства при решении названной проблемы не обнаруживается.
Целью настоящей работы является уточнение представлений о функциональном своеобразии лозунгов на основе всестороннего осмысления имеющихся подходов и анализа эмпирического материала, который представляет собой корпус из 3300 лозунговых высказываний, отобранных из российских печатных и электронных СМИ за период 2011-2020.
В рамках исследования комплексно используются методы и приемы структурно-семантического, контекстуального, дискурсивного анализа.
Результаты исследования демонстрируют, что лозунг как особый тип текста характеризуется принципиальной полифункциональностью, обусловленной взаимодействием трех векторов политической коммуникации, выделенных Е.И. Шейгал (ориентация – интеграция – агональность). Построение строгой функциональной типологии лозунгов, ориентированной на проведение четких демаркационных линий между группами, представляется противоречащим самой природе этих языковых выражений. Функциональная квалификация отдельных лозунгов может быть осуществлена с учетом того, что́ находится в фокусе в каждом конкретном случае и какие языковые маркеры используются в составе высказывания.
Область применения результатов – лекционные и практические курсы по языкознанию, теории коммуникации, теории речевого воздействия.
Скачивания
Литература
Arutyunova N.D. Predlozhenie i ego smysl: Logiko-semanticheskie problem [Sentence and its meaning: Logical-semantic problems]. In-t yazykoznaniya. Moscow: Nauka, 1976, 383 p.
Baranov A.N., Kreidlin G.E. Illokutivnoe vynuzhdenie v strukture dialoga [Illocutionary coercion in the structure of dialogue]. Voprosy yazykoznaniya [Questions of linguistics], 1992, no. 2, pp. 84-99.
Borisova I.N. Russkij razgovornyj dialog: Struktura i dinamika [Russian conversational dialogue: Structure and dynamics]. Moscow: LKI Publ., 2007, 320 p.
Bulygina T.V., Shmelev A.D. Yazykovaya konceptualizaciya mira (na materiale russkoj grammatiki) [Linguistic conceptualization of the world (based on Russian grammar)]. Moscow: Shkola «Yazyki russkoj kul’tury», 1997, 576 p.
Val’ter H. Lozung kak rechevoj zhanr publicisticheskogo diskursa [Slogan as a speech genre of publicistic discourse]. Medialingvistika. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal [Medialinguistics. International scientific journal], 2016, no. 3 (13), pp. 33-46.
Evgen’eva A.P. (ed.) Slovar’ russkogo yazyka: v 4-h t. [Dictionary of the Russian language: in 4 volumes]. Moscow: Poligrafresursy, 1999. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (accessed 20 November 2021)
Enina L.V. Sovremennye rossijskie lozungi kak sverhtekst [Modern Russian slogans as supertext]. PhD dissertation. Ekaterinburg, 1999, 164 p.
Krysin L.P. Sociolingvisticheskie aspekty izucheniya sovremennogo russkogo yazyka [Sociolinguistic aspects of studying the modern Russian language]. Moscow: Nauka, 1989, 188 p.
Levin Yu.I. Semiotika sovetskih lozungov [Semiotics of Soviet slogans]. Izbrannye trudy. Poetika. Semiotika [Selected works. Poetics. Semiotics]. Moscow: Jazyki russkoj kul’tury, 1980, pp. 542-558.
Mokienko V.M. Dominanty yazykovoj smuty postsovetskogo vreme-ni [Dominants of the linguistic turmoil of the post-Soviet period]. Rusistika. Nauchnyj zhurnal aktual’nyh problem prepodavaniya rus-skogo yazyka [Russian studies. Scientific journal of topical problems of teaching the Russian language], 1998, no. 1/2 (19-20), pp. 37-56.
Plungyan V.A. Vvedenie v grammaticheskuyu semantiku: grammatiche-skie znacheniya i grammaticheskie sistemy yazykov mira [Introduction to grammatical semantics: grammatical meanings and grammatical systems of languages of the world]. Moscow: RGGU Publ., 2011, 672 p.
Suhih S.A., Zelenskaya V.V. Pragmalingvisticheskoe modelirovanie kommunikativnogo processa [Pragmalinguistic modeling of the communication process]. Krasnodar: KubGU Publ., 1998, 160 p.
Tortunova I.A. Lozung kak oratorskij zhanr [Slogan as an oratorical genre]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta [Scientific notes of the Russian State Social University], 2012, no. 10 (110), pp. 159-161.
Uspenskij B.A. Izbrannye trudy [Selected works], vol. 1-2. Moscow: Gnozis, 1994, 678 p.
Chudinov A.P. Politicheskaya lingvistika [Political linguistics: study guide]. Moscow: Flinta: Nauka, 2012, 254 p.
Shejgal E.I. Semiotika politicheskogo diskursa: Monografiya [Semiotics of political discourse: Monograph]. Moscow: Gnozis, 2000, 326 p.
Grieswelle D. Rhetorik und Politik: Kulturwissenschaftliche Studien. München: Minerva, 1978, 155 S.
Просмотров аннотации: 245 Загрузок PDF: 207
Copyright (c) 2022 Marina B. Tashlykova, Yulia R. Lemeshko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.