НОВЫЕ ТЕРМИНЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РУССКОМ И ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКАХ

  • Larisa B. Gatsalova Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН https://orcid.org/0000-0002-2789-0002
  • Larisa K. Parsieva Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН https://orcid.org/0000-0002-0621-091X
  • Madina D. Valieva Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова
Ключевые слова: осетинский язык, русский язык, документационное обеспечение управления, неологизм, единый государственный экзамен, термин

Аннотация

Изменения, произошедшие в XXI в. в российской системе образования, повлекли за собой приток новых слов и выражений, связанных с обеспечением этого вида деятельности. Традиции, имеющиеся в русской лексикографии по репрезентации появляющейся номенклатуры терминов, можно проецировать также на языки народов Российской Федерации. Однако на современном этапе корпус специальных слов, отражающих отдельные аспекты реформирования образования, не представлен в словарях русского языка и требует исследовательских усилий. Сюда входит широкий пласт новых терминов, относящихся в том числе к документационному обеспечению единого государственного экзамена, процедуре его проведения.

Обоснование. Значительное число неологизмов, вошедших в сферу образования в последние годы, требует отражения в специальных словарях русского и осетинского языков, так как данная терминология используется в профессиональной деятельности большого числа людей, а существенная ее часть – в учебной деятельности такой социальной группы, как молодежь.

Цель. Анализ и классификация номенклатуры терминов, относящихся к сфере образования, к процедуре организации и проведения единого государственного экзамена, для включения их в специальные и переводные словари.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили нормативно-правовые акты, касающиеся процедур, регламентирующих организацию и проведение единого государственного экзамена. Основными методами исследования являются контент-анализ и сплошная выборка.

Результаты. Определена номенклатура терминов, охватывающая значительную часть социума, для включения их в словари и национальные корпусы русского и осетинского языков. Проведена тематическая классификация специальной лексики с учетом логико-семантических связей и технологического процесса государственной итоговой аттестации.

Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы для включения в национальные корпусы русского и осетинского языков, подготовки словарей и в практике документационного обеспечения управленческой деятельности на осетинском языке.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Larisa B. Gatsalova, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела осетинского языкознания

Larisa K. Parsieva, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела осетинского языкознания

Madina D. Valieva, Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

 старший преподаватель кафедры осетинского языка и общего языкознания

Литература

Список литературы

Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К., Валиева М.Д. Особенности лексики делопроизводства в современном осетинском языке в период пандемии COVID-19 // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. Т. 1. № 3. С. 87-98. https://doi.org/10.24334/KBSU.2021.1.3.008

Катермина В.В., Липиридзе С.Х. Новая лексика пандемии коронавируса в англоязычном дискурсе. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2022. 178 с.

Кольцова Е.А. Неологизмы английского языка XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 3. С. 604-613. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-3-604-613

Косова М.В. Системность как свойство документного текста // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2012. № 1(15). С. 7-11.

Липириди С.Х. Неологизмы в туристическом дискурсе: новые направления в лингвистике. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. 167 с.

Маринова Е.В. Новые слова или новые варианты: о множественности интерпретации некоторых лексических новаций XXI века // Труды инст-та рус. яз. им. В.В. Виноградова. 2019. Т. 19. С. 290-296.

Осинина Т.Н. Внутренняя мотивация как условие эффективности прохождения государственной итоговой аттестации современными школьниками // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 262-273.

Рыжов А.Н. Генезис педагогических терминов в России (XI – начало XXI вв.): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 43 с.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07.11.2018 г. № 190/1512. URL: https://doc.fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty/poryadok_gia-11_ot_07.11.2018_no_190-1512.pdf (дата обращения: 16.11.2022)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.11.2022)

Сенько Е.В. Коннотативно-прагматическая динамика восточных заимствований в современном русском языке // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 2. С. 111-119. https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-2-111-119

Сенько Е.В. Функциональный динамизм современной осетинской лексики // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. № 4 (26). С. 39-47.

Тюрикова Н.А. Экстра- и интралингвистические причины изменений в динамических терминосистемах // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2013. № 1(17). С. 126-129.

Аль-Салман С., Хайдер А.С. COVID-19 trending neologisms and word formation processes in English // Russian Journal of Linguistics, 2021, vol. 25, no 1, pp. 24-42. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-24-42

Becker A. COVID-19 crisis catalog: A glossary of terms. Texas Medical Center, 2020. URL: https://www.tmc.edu/news/2020/05/covid-19-crisis-catalog-a-glossary-of-terms/ (дата обращения: 16.11.2022)

Kerremans D., Prokić J. Mining the Web for New Words: Semi-Automatic Neologism Identification with the NeoCrawler // Anglia, 2018, vol. 136, no. 2, pp. 239-268. https://doi.org/10.1515/ang-2018-0032

Khakimova M.Kh. Neologism as a result of the nomination process // Наука и образование сегодня. 2021. №4(63). С. 58-59.

References

Gatsalova L.B., Parsieva L.K., Valieva M.D. Osobennosti leksiki deloproizvodstva v sovremennom osetinskom yazyke v period pandemii COVID-19 [Features of office work vocabulary in the modern Ossetian language during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo universiteta: Zhurnalistika. Obrazovanie. Slovesnost’ [Bulletin of the KBSU: Journalism. Education. Literature], 2021, vol.1(3), pp. 87-98. https://doi.org/10.24334/KBSU.2021.1.3.008

Katermina V.V., Lipiridze S.Kh. Novaya leksika pandemii koronavirusa v angloyazychnom diskurse [New vocabulary of the Coronavirus pandemic in the English discourse]. Krasnodar: KSU, 2022, 178 p.

Kol’tsova E.A. Neologizmy angliyskogo yazyka XXI v. Neologisms of the English language of the XXI century [Neologisms of the English language of the XXI century]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics], 2017, vol. 8(3), pp. 604-613. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-3-604-613

Kosova M.V. Sistemnost’ kak svoystvo dokumentnogo teksta [Consistency’ as a property of the document text]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie. [Bulletin of the Volgograd State University. Series 2: Linguistics], 2012, no. 1(15), pp. 7-11.

Lipiridi S.Kh. Neologizmy v turisticheskom diskurse: novye napravleniya v lingvistike [Neologisms in tourist Discourse: New directions in linguistics]. Krasnodar: KSU, 2022, 167 p.

Marinova E.V. Novye slova ili novye varianty: o mnozhestvennosti interpretatsii nekotorykh leksicheskikh novatsiy XXI veka [New words or new variants: on the multiplicity of interpretation of some lexical innovations of the XXI century]. Trudy instituta russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova [Proceedings of the V.V. Vinogradov Institute of the Russian Language], 2019, vol. 19, pp. 290-296.

Osinina T.N. Vnutrennyaya motivatsiya kak uslovie effektivnosti prokhozhdeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii sovremennymi shkol’nikami [Internal motivation as a condition for the effectiveness of passing the state final certification sovremennymi shkol’nikami]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2019, no. 6(42), pp. 262-273.

Ryzhov A.N. Genezis pedagogicheskikh terminov v Rossii (XI – nachalo XXI vv.) [The genesis of pedagogical terms in Russia (XI – early XXI centuries)]. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2013, 43 p.

Poryadok provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel’nym programmam srednego obshchego obrazovaniya ot 07.11.2018 g. № 190/1512 [The procedure for the state final certification of educational programs of secondary general education dated 07.11.2018 No. 190/1512]. URL: https://doc.fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty/poryadok_gia-11_ot_07.11.2018_no_190-1512.pdf (accessed November 16, 2022)

Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 21.12.2012 g. № 273-FZ [Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 21.12.2012 No. 273-FZ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed November 16, 2022)

Sen’ko E.V. Konnotativno-pragmaticheskaya dinamika vostochnykh zaimstvovaniy v sovremennom russkom yazyke [Connotative-pragmatic dynamics of Oriental borrowings in modern Russian]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics], 2019, no. 2, pp. 111-119. https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-2-111-119

Sen’ko E.V. Funktsional’nyy dinamizm sovremennoy osetinskoy leksiki [Functional dynamism of modern Ossetian vocabulary]. Tomskiy zhurnal lingvisticheskikh i antropologicheskikh issledovaniy [Tomsk Journal of Linguistic and Anthropological Research], 2019, no. 4(26), pp. 39-47.

Tyurikova N.A. Ekstra- i intralingvisticheskie prichiny izmeneniy v dinamicheskikh terminosistemakh [Extra- and intralinguistic reasons for changes in dynamic terminological systems]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie [Bulletin of VSU. Series 2: Linguistics], 2013, no. 1(17), pp. 126-129.

Al’-Salman S., Khayder A.S. COVID-19 trending neologisms and word formation processes in English. Russian Journal of Linguistics, 2021, vol. 25, no 1, pp. 24-42. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-24-42

Becker A. COVID-19 crisis catalog: A glossary of terms. Texas Medical Center, 2020. URL: https: www.tmc.edu/news/2020/05/covid-19-crisis-catalog-a-glossary-of-terms/ (accessed November 16, 2022)

Kerremans D., Prokić J. Mining the Web for New Words: Semi-Automatic Neologism Identification with the NeoCrawler. Anglia, 2018, vol. 136, no. 2, pp. 239-268. URL: https: doi.org/10.1515/ang-2018-0032 (accessed November 16, 2022)

Khakimova M.Kh. Neologism as a result of the nomination process. Nauka i obrazovanie segodnya [Science and Education], 2021, no. 4(63), pp. 58-59.


Просмотров аннотации: 178
Загрузок PDF: 88
Опубликован
2022-12-29
Как цитировать
Gatsalova, L., Parsieva, L., & Valieva, M. (2022). НОВЫЕ ТЕРМИНЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РУССКОМ И ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКАХ. Современные исследования социальных проблем, 14(4), 155-170. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-4-155-170
Раздел
Языкознание и литературоведение