К ДОСОКРАТИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ В РИТОРИКЕ
Аннотация
Обоснование. Овладение риторическим искусством как филологической дисциплиной бесперспективно без научного осмысления предмета речевого воздействия. Последнее возможно лишь при условии овладения знаниями не только современного состояния этой дисциплины, но и умениями анализировать теоретические достижения риторической науки в ее становлении и развитии. Именно это позволяет оценивать адекватность соотношения целей и задач обучения, а также правильность моральных, филологических и педагогических предпочтений образовательного процесса.
Цель. В статье с историко-филологических и критико-аналитических позиций рассматриваются научные основания одного из важнейших направлений ранней греческой риторики, представленного в магистральных концепциях древних софистов.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили общефилологические и дидактические постулаты двух важнейших авторов этого периода – Антифона и Горгия. Для освещения подходов используется метод критического анализа и методика исторической ретроспективы.
Результаты. Исследование показало, что изучение истоков риторики дает правильное направление в ее осмыслении. Преимущественно дидактический характер ранней риторики диктуется ориентацией на практические цели. Тем не менее, проанализированные концепции позволяют утверждать, что в них как в магистральных подходах теоретико-филологическая основа присутствует в виде осмысления существа и перспектив логоса, когда последний рассматривается с акцентом на сопоставление и обоснование конкурирующих воззрений, а также на собственно языковые техники, обеспечивающие эффективность речевого воздействия.
Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы при анализе принципов построения и оценки аргументации в дебатах, а также в вузовских курсах стилистики при обсуждении проблемы эффективности средств речевоздействия.
Скачивания
Литература
Список литературы
Васильев Л.Г. Аргументативные аспекты понимания. М., Калуга: Ин-т психологии РАН, 1994. 220 с.
Васильев Л.Г., Неборская В.В., Садыкова М.А. К ориентационным принципам риторических руководств // Казанская наука. 2022. № 9. С. 110-112.
Платон. Горгий. URL: https://royallib.com/read/platon/gorgiy.html#0 (дата обращения: 20.01.2023).
Платон. Диалоги. URL: https://vk.com/doc4605748_437248458 (дата обращения: 20.01.2023).
Суриков И.Е. Научный комментированный перевод корпуса речей оратора Антифонта. URL: https://simposium.ru/ru/book/export/html/13543 (дата обращения: 20.01.2023).
Enos R.L. The Epistemology of Georgias’ Rhetoric: A Re-Examination // Southern Western Communication Journal, 1979, vol. 42, pp. 35-51.
Kennedy G.A. Classical Rhetoric and Its Cristian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times. Chapel Hills: The University of North Carolina Press, 1980, 291 p.
Mommsen Th.E. Petrarch’s Conception of the ‘Dark Ages’ // Speculum (Cambridge MA: Medieval Academy of America), 1942, vol.17, no. 2, pp. 226-227.
Romilly J. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. N.Y. etc.: Harvard Univ. Press, 1973, 108 p.
Rüegg W. Foreword. The University as a European Institution // A History of the University in Europe, 1992, Vol. 1: Universities in the Middle Ages. Cambridge: University Press, pp. 19-20.
Toulmin S. The Uses of Argument. London etc.: Cambridge Univ. Press, 1958,415 p.
Untersteiner M. The Sophists / Transl. by K. Freeman. Oxford: Blackwell, 1954, 368 p.
Walton D.N. A Pragmatic Theory of Fallacy. London, Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1995, 324 p.
Wardy R. The Birth of Rhetoric: Gorgias, Plato and their successors. London: Routledge, 1996, 208 p.
Wilson B. The Anatomy of Argument, Revised Edition Lanham. New York. London, University Press of America, 1986, 388 p.
References
Vasilev L.G. Argumentativnye aspekty ponimaniya [Argumentative aspects of understanding]. Moscow, Kaluga: In-t psikhologii RAN, 1994, 220 p.
Vasilev L.G., Neborskaya V.V., Sadykova M.A. K orientatsionnym printsipam ritoricheskikh rukovodstv [To orientational principles of rhetorical guides]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2022, no. 9, pp. 110-112.
Plato. Gorgii [Gorgias]. URL: https://royallib.com/read/platon/gorgiy.html#0 (accessed January 20, 2023).
Plato. Dialogi [Dialogues]. URL: https://vk.com/doc4605748_437248458 (accessed January 20, 2023).
Surikov I.E. Nauchnyi kommentirovannyi perevod korpusa rechei oratora Antifonta [Scientific commentary translation of the corpus of orator Antiphon’s speeches]. URL: https://simposium.ru/ru/book/export/html/13543 (accessed January 20, 2023).
Enos R.L. The Epistemology of Georgias’ Rhetoric: A Re-Examination. Southern Western Communication Journal, 1979, vol. 42, pp. 35-51.
Kennedy G.A. Classical Rhetoric and Its Cristian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times. Chapel Hills: The University of North Carolina Press, 1980, 291 p.
Mommsen Th.E. Petrarch’s Conception of the ‘Dark Ages’. Speculum (Cambridge MA: Medieval Academy of America), 1942, vol.17, no. 2, pp. 226-227.
Romilly, J. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. N.Y. etc.: Harvard Univ. Press, 1973, 108 p.
Rüegg W. Foreword. The University as a European Institution. A History of the University in Europe, 1992, vol. 1: Universities in the Middle Ages. Cambridge: University Press, pp. 19-20.
Toulmin S. The Uses of Argument. London etc.: Cambridge Univ. Press, 1958, 415 p.
Untersteiner M. The Sophists / Transl. by K. Freeman. Oxford: Blackwell, 1954, 368 p.
Walton D.N. A Pragmatic Theory of Fallacy. London, Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1995, 324 p.
Wardy R. The Birth of Rhetoric: Gorgias, Plato and their successors. London: Routledge, 1996, 208 p.
Wilson B. The Anatomy of Argument, Revised Edition. Lanham. New York. London, University Press of America, 1986, 388 p.
Просмотров аннотации: 107 Загрузок PDF: 85
Copyright (c) 2023 Lev G. Vasiliev, Nataliia V. Melnichuk
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.