ТРИ ТИПА НОСТАЛЬГИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
Аннотация
Статья посвящена проблемам репрезентации ностальгии в компьютерных играх и предлагает разграничение трех ее форм: ретротопической, эстетизирующей, ностальгии по детству и утраченному родительскому дому. Эти формы представлены, соответственно, в сериях игр «Fallout», «Second Life» и «World of Warships». Актуальность исследования связана с широкой полемикой о ностальгии в рамках современных memory studies. В статье доказывается, что коммуникативная природа медиа-памяти подчиняет культурную составляющую (в ее трактовке Я. Ассмана). Ностальгия в компьютерных играх существенно отличается от ностальгии в кино, которое тоже активно использует повторение и эмоциональную идентификацию, – она менее рефлексивна и более ориентирована на аффект. С другой стороны, темпоральное измерение ностальгии в компьютерных играх представляется более сложным, не сводимым к презентизму, но расширяющим представления об альтернативности истории или сложное переплетение прошлого, настоящего и будущего.
Скачивания
Литература
Список литературы
Анкерсмит Ф. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец. М.: Прогресс-традиция, 2003. 489 с.
Бауман З. Ретротопия. М.: ВЦИОМ, 2019. 160 с.
Белов С.И. Историческая символика видеоигр как фактор коррекции социальной памяти населения (на материалах Assassin’s Creed) // Диалог со временем. 2022. № 81. С. 242-248.
Бойм С. Будущее ностальгии / Пер. с англ. А. Стругача. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 680 с.
Буллер А., Линченко А.А. Медиа и история: дискурс исторической ответственности в меняющемся мире // Диалог со временем. 2021. № 77. С. 61-77.
Галанина Е. Время в видеоиграх // Новое литературное обозрение. 2019. № 4. С. 344-350.
Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма / Пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Издательство Института Гайдара, 2019. 808 с.
Зверева Г.И. Память о прошлом в цифровой среде: когнитивные ориентиры для исторического исследования // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. № 8. https://history.jes.su/s207987840016865-0-1/
Липовецкий М., Михайлова Т. Больше, чем ностальгия (поздний социализм в сериалах 2010-х годов) // Новое литературное обозрение. 2021. № 3. С. 127-147.
Gaston S., Hilhorst S. At Home in One’s Past: Nostalgia as a Cultural and Political Force in Britain, France and Germany. L.: Demos, 2017. 352 p.
Post-Communist Nostalgia / Ed. by M. Todorova, Z. Gille. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2010. – 310 p.
Post-Soviet Nostalgia: Confronting the Empires Legacies / Ed. by O. Boele, B. Noordenbos, K. Robbe. N.Y.; L.: Routledge, 2020. 254 p.
Music, Collective Memory, Trauma, and Nostalgia in European Cinema after the Second World War / Ed. by M. Baumgartner, E. Boczkowska. N.Y., L.: Routledge, 2020. 314 p.
Gibson M., Carden C. Living and Dying in a Virtual World: Digital Kinships, Nostalgia, and Mourning in Second Life. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2018. 154 p.
McClancy K. The Wasteland of the Real: Nostalgia and Simulacra in Fallout // Game studies. 2018. Vol. 18. № 2. https://gamestudies.org/1802/articles/mcclancy
Kłosiński Michał. Digital Recycling: Retrotopia in representations of warships in World of Warships // Game studies. 2021. Vol. 21. № 3. https://gamestudies.org/2103/articles/klosinski
References
Ankersmit F. Istorija i tropologija: vzlet i padenie metafory [History and tropology: the rise and fall of metaphor]. M.: Progress-tradicija, 2003, 489 p.
Bauman Z. Retrotopija [Retrotopia]. M.: VCIOM, 2019, 160 p.
Belov S.I. Istoricheskaja simvolika videoigr kak faktor korrekcii social’noj pamjati naselenija (na materialah Assassin’s Creed) [Historical symbols of video games as a factor in the correction of the social memory of the population (on the materials of Assassin’s Creed)]. Dialog so vremenem, 2022, no. 81, pp. 242-248.
Bojm S. Budushhee nostal’gii [The future of nostalgia]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2019, 680 p.
Buller A., Linchenko A.A. Media i istorija: diskurs istoricheskoj otvetstvennosti v menjajushhemsja mire [Media and History: The Discourse of Historical Responsibility in a Changing World]. Dialog so vremenem, 2021, no. 77, pp. 61-77.
Dzhejmison F. Postmodernizm, ili kul’turnaja logika pozdnego kapitalizma [Postmodernism, or the cultural logic of late capitalism]. M.: Izdatel’stvo Instituta Gajdara, 2019, 808 p.
Galanina E. Vremja v videoigrah [Time in video games]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2019, no. 4, pp. 344-350.
Gaston S., Hilhorst S. At Home in One’s Past: Nostalgia as a Cultural and Political Force in Britain, France and Germany. L.: Demos, 2017. 352 p.
Gibson M., Carden C. Living and Dying in a Virtual World: Digital Kinships, Nostalgia, and Mourning in Second Life. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2018. 154 p.
Kłosiński Michał. Digital Recycling: Retrotopia in representations of warships in World of Warships. Game studies, 2021, vol. 21, no. 3. https://gamestudies.org/2103/articles/klosinski
Lipoveckij M., Mihajlova T. Bol’she, chem nostal’gija (pozdnij socializm v serialah 2010-h godov) [More than nostalgia (late socialism in the 2010s series)]. Novoe literaturnoe obozrenie, 2021, no. 3, pp. 127-147.
McClancy K. The Wasteland of the Real: Nostalgia and Simulacra in Fallout. Game studies, 2018, vol. 18, no. 2. https://gamestudies.org/1802/articles/mcclancy
Music, Collective Memory, Trauma, and Nostalgia in European Cinema after the Second World War / Ed. by M. Baumgartner, E. Boczkowska. N.Y., L.: Routledge, 2020, 314 p.
Post-Communist Nostalgia / Ed. by M. Todorova, Z. Gille. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2010, 310 p.
Post-Soviet Nostalgia: Confronting the Empires Legacies / Ed. by O. Boele, B. Noordenbos, K. Robbe. N.Y.; L.: Routledge, 2020, 254 p.
Zvereva G.I. Pamjat’ o proshlom v cifrovoj srede: kognitivnye orientiry dlja istoricheskogo issledovanija [Memory about the Past in the Digital Environment: Cognitive Guidelines for Historical Research]. Istorija, 2021, vol. 12, no. 8. https://history.jes.su/s207987840016865-0-1/
Просмотров аннотации: 232 Загрузок PDF: 138
Copyright (c) 2023 Ksenia V. Igaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.