ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В БЕСЕДЕ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: КРИТЕРИИ ВЫБОРА
Аннотация
Обоснование. Общение врача и пациента является важным компонентом процесса лечения. Основная задача врача состоит в сборе всей необходимой информации о проблеме пациента и об истории ее возникновения, в выяснении всех обстоятельств сложившейся ситуации и в предложении вариантов действий. Для решения этой задачи необходимо использовать определенные речевые средства, которые должны помочь врачу получить всю информацию и добиться желаемого от пациента. Одним из таких средств, которые и определяют эффективность взаимодействия, являются вопросы.
Цель исследования настоящей статьи – провести анализ вопросительных предложений, используемых в диалогах «врач-пациент» на английском языке, определить их коммуникативную нагрузку, выявить наиболее частотные конструкции и описать критерии выбора типов вопросительных предложений.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили скрипты бесед врачей и пациентов на английском языке, представленные в открытых источниках. В процессе исследования была проведена сплошная выборка вопросительных предложений, используемых врачом при беседе с пациентом. Вопросы были разделены на типы согласно их грамматической структуре, определена коммуникативная нагрузка каждого типа. Выделены наиболее и наименее частотные типы вопросов, выявлены возможные основания подобной закономерности.
Результаты. В статье описываются основные типы вопросов в английском языке с точки зрения их грамматической структуры: общие, специальные, альтернативные и разделительные. Приводятся результаты собственного исследования на материале аудиозаписей и их скриптов бесед врачей разных специальностей и их пациентов на различных этапах процесса лечения. В процессе исследования каждый тип вопросов анализировался в контексте их употребления с целью описания их коммуникативной нагрузки. Подобный подход позволил выявить критерии выбора определенных типов вопросов, которые обусловлены целевыми установками коммуникативной ситуации «врач – пациент».
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике преподавания английского языка медицинского общения, в профессиональной деятельности медицинских работников при общении с пациентами, в теоретических курсах по грамматике английского языка.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бондаренко И.В. Коммуникативно-прагматические особенности вопросительных предложений в английском политическом выступлении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4(78). С. 70-73.
Соколова А.Ю. Нефинитная парадигма английского глагола: диахроническое исследование в проспективной грамматике. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. 164 с.
Соколова А.Ю. Основные принципы функционально-стилистического диахронического исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4(25). С. 117-119.
Соколова А.Ю. Изменчивость языка: факторы, влияющие на развитие грамматического строя // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 2. С. 24-31. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-2-24-31
Соколова А.Ю. К определению предикативности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 109-111.
Стрельцов А.А. О типах вопросительных предложений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 3. С. 38-51. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2016.3.4
Boyd E., Heritage, J. Taking the history: Questioning during comprehensive history-taking // Communication in Medical Care: Interaction between Primary Care Physicians and Patients. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, pp. 151-184.
Critical conversations in healthcare: scripts & techniques. URL: https://www.worldcat.org/title/critical-conversations-in-healthcare-scripts-techniques-for-effective-interprofessional-patient-communication/oclc/1088737648 (дата обращения: 21.03.2021).
Deppermann A., Spranz-Fogasy Th. Doctors’ questions as displays of understanding // Communication and Medicine, 2011, vol. 8(2), pp. 111-122. https://doi.org/10.1558/cam.v8i2.111
Glendinning E.H., Holmstrom B. English in Medicine: A Course in Communication Skills. Cambridge University Press, 148 p.
Gross P., Baumgart D.C. Sprachkurs Medical English. Georg Thieme Verlag KG, Stuttgart, 2006, 216 p.
Hutchby I. Active listening: Formulations and the elicitation of feelings-talk in child counselling // Research on Language and Social Interaction, 2005, no. 38(3), pp. 303-329. https://doi.org/10.1207/s15327973rlsi3803_4
Mccarter S. Oxford English for Careers: Medicine. Oxford University Press, 148 p.
Raymond G. Grammar and social organization: yes/no interrogatives and the structure of responding // American Sociological Review, 2003, no. 68(6), pp. 939-967. https://doi.org/10.2307/1519752
Ribes R., Ros P.R. Medical English. Springer, 2013, 200 p.
References
Bondarenko I.V. Kommunikativno-pragmaticheskie osobennosti voprosi-tel’nyh predlozhenij v anglijskom politicheskom vystuplenii [Communicative and pragmatic features of interrogative sentences in English political speech]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice]. 2017, no. 12-4(78), pp. 70-73.
Sokolova, A.Yu. Nefinitnaya paradigma anglijskogo glagola: diahronicheskoe issledovanie v prospektivnoj grammatike [The non-finite paradigm of the English verb: a diachronic study in prospective grammar]. Stavropol: Centr nauchnogo znaniya “Logos”, 2018, 164 p.
Sokolova A.Yu. Osnovnye principy funkcional’no-stilisticheskogo diahronicheskogo issledovaniya [Basic principles of functional-stylistic diachronic research]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanities Journal], 2018, vol. 7, no. 4(25), pp. 117-119.
Sokolova A.Yu. Izmenchivost’ yazyka: faktory, vliyayushchie na razvitie grammaticheskogo stroya [Language changes: factors influencing the development of the grammatical structure]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Seies: Linguistics], 2019, no. 2, pp. 24-31. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-2-24-31
Sokolova A.Yu. K opredeleniyu predikativnosti [On the definition of predicativity]. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta Bulletin of the Moscow State Regional University [Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University], 2010, no. 3, pp. 109-111.
Strelcov A.A. O tipah voprositel’nyh predlozhenij [On the types of interrogative sentences]. Vestnik Permskogo nacional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy], 2016, no. 3., pp. 38-51. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2016.3.4
Boyd E., Heritage, J. Taking the history: Questioning during comprehensive history-taking. Communication in Medical Care: Interaction between Primary Care Physicians and Patients. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, pp. 151-184.
Critical conversations in healthcare: scripts & techniques. URL: https://www.worldcat.org/title/critical-conversations-in-healthcare-scripts-techniques-for-effective-interprofessional-patient-communication/oclc/1088737648 (accessed March 21, 2021).
Deppermann A., Spranz-Fogasy Th. Doctors’ questions as displays of understanding. Communication and Medicine, 2011, vol. 8(2), pp. 111-122. DOI: 10.1558/cam.v8i2.111.
Glendinning E.H., Holmstrom B. English in Medicine: A Course in Communication Skills. Cambridge University Press, 148 p.
Gross P., Baumgart D.C. Sprachkurs Medical English. Georg Thieme Verlag KG, Stuttgart, 2006, 216 p.
Hutchby I. Active listening: Formulations and the elicitation of feelings-talk in child counselling. Research on Language and Social Interaction, 2005, no. 38(3), pp. 303-329. https://doi.org/10.1207/s15327973rlsi3803_4
Mccarter S. Oxford English for Careers: Medicine. Oxford University Press, 148 p.
Raymond G. Grammar and social organization: yes/no interrogatives and the structure of responding. American Sociological Review, 2003, no. 68(6), pp. 939-967. DOI: 10.2307/1519752.
Ribes R., Ros P.R. Medical English. Springer, 2013, 200 p.
Просмотров аннотации: 94 Загрузок PDF: 62
Copyright (c) 2023 Alina Yu. Sokolova, Viktoria O. Bogdanova, Maria A. Kononova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.