ЖИВЫЕ ЯЗЫКИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ НА БАЛКАНАХ В XVIII–ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВВ. (СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

  • Lina V. Razumova Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) https://orcid.org/0000-0001-5225-0413
Ключевые слова: классические/современные языки, религиозное/светское обучение, региональные центры обучения

Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу становления региональных и местных центров обучения современным иностранным языкам на Балканах в XVIII-XIX вв. Исследуются социально-исторические условия, оказавшие решающее значение в становления языкового образования в этом регионе и определившие его характер и основных акторов.

Методология проведения работы. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический метод, основанный на культурно-исторической интерпретации данных и систематизации складывающихся языковых ситуаций и состояний на территории исследуемых ареалов.

Результаты. Предпринятый анализ позволил определить, что исследуемый полиязыковой ареал, несмотря на определенные национальные различия языкового образования в XVIII-XIX вв., обнаруживает и ряд общих черт. К ним относим довольно позднее становление языковых школ и образовательных центров. Другой важной особенностью выступает посредническая роль греческой элиты в становлении языкового образования и распространении западноевропейских дидактических образцов на данной территории.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в научной и учебно-педагогической деятельности в разделах исторической социолингвистики и педагогики, посвященных анализу социально-исторических условий становления национальных систем образования, их дидактических идей и социальных обстоятельств их реализации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lina V. Razumova, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

профессор кафедры европейских языков, доктор филологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Арш Г.Л. Греческая культура в России XVII–XX вв. М.: Институт славяноведения РАН, 1999. 140 с.

Besse H. Une «espèce de fermentation éducative» ou quand les choses l’emportent sur les “mots” // Sihfles, 1996, no. 17, pp. 9-31.

Camariano-Cioran A. Les Academies Princieres de Bucarest et de Jassy et deurs professeurs. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1974, 827 p.

Caravolas J.-A. Précis d’Histoire de la didactique des langues (1450-700). Montreal-Tübing: Les Presses De L'université De Montréal-Gunter Narr Verlag, 1994, 572 p.

Choppin A. Les manuels scolaires en France de 1789 à nos jours: Les manuels d’italien. Paris: Service d’Histoire de l’Éducation de l’INRP, 1987, 223 p.

Dainville F. de. Les Jésuites et l’Éducation de la société française. La Naissance de l’humanisme moderne. Paris: Beauchesne et ses fils, 1940, 390 p.

Dimaras K.Th. La Grèce au temps des Lumières. Genève: Droz, 1969, 169 p.

Pippidi A. Hommes et idées du Sud-Est Européen à l’aube de l’âge moderne. Bucuresti: Editura Academiei Republicei socialiste Rominia; Éditions du CNRS, 1980, 372 p.

References

Arsh G.L. Grecheskaya kul`tura v Rossii XVII–XX vv. [Greek culture in Russia XVII–XX centuries]. Moscow: Institut slavyanovedeniya RAN, 1999, 140 p.

Besse H. Une «espèce de fermentation éducative» ou quand les choses l’emportent sur les “mots”. Sihfles, 1996, no. 17, pp. 9-31.

Camariano-Cioran A. Les Academies Princieres de Bucarest et de Jassy et deurs professeurs. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1974, 827 p.

Caravolas J.-A. Précis d’Histoire de la didactique des langues (1450-700). Montreal-Tübing: Les Presses De L'université De Montréal-Gunter Narr Verlag, 1994, 572 p.

Choppin A. Les manuels scolaires en France de 1789 à nos jours: Les manuels d’italien. Paris: Service d’Histoire de l’Éducation de l’INRP, 1987, 223 p.

Dainville F. de. Les Jésuites et l’Éducation de la société française. La Naissance de l’humanisme moderne. Paris: Beauchesne et ses fils, 1940, 390 p.

Dimaras K.Th. La Grèce au temps des Lumières. Genève: Droz, 1969, 169 p.

Pippidi A. Hommes et idées du Sud-Est Européen à l’aube de l’âge moderne. Paris: Editura Academiei Bucureşti, Éditions du CNRS, 1980, 372 p.


Просмотров аннотации: 94
Загрузок PDF: 59
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Razumova, L. (2023). ЖИВЫЕ ЯЗЫКИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ НА БАЛКАНАХ В XVIII–ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВВ. (СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). Современные исследования социальных проблем, 15(4), 26-35. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2023-15-4-26-35
Раздел
Языкознание и литературоведение