ПРОДУКТИВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ИРАКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ ГЕРМАНИИ

  • Laith Hamid Mohammed Ali Al-Khafaji Волгоградский государственный университет
Ключевые слова: медиаполитический дискурс, федеральные СМИ Германии, концептуальная метафора, образ государства, номинативное поле метафоры

Аннотация

Концептуальная метафора как определяющий наше восприятие и оценки лингвоментальный феномен имеет богатую исследовательскую традицию. На фоне современного селективного идеологизированного информирования и информационной усталости массового адресата возрастает интерес к концептуальной метафоре как инструменту дискурсивного конструирования социальной реальности, в том числе формирования и тиражирования медийного образа страны, его стереотипизации. Цель исследования – определить частотные при формировании образа Ирака в федеральных СМИ Германии концептуальные метафоры, охарактеризовать их номинативные поля, определить вводимые ими, дополняющие портрет страны признаки.

Метод и методология проведения работы. Материал анализа – посвященные Ираку публикации федеральных СМИ Германии в период с 2019 г. по настоящее время. Объект анализа – отобранные методом сплошной выборки контексты реализации частотных концептуальных метафор. Используются контекстуальный, дефиниционный анализ и количественные подсчеты.

Результаты. В качестве основных концептуальных метафор, участвующих в формировании образа Ирака, выделены метафоры «Ирак – место неконтролируемой силы», «Ирак – живое существо», «Ирак – нецелое целое», «Ирак – театр». Доминирующей по частотности и плотности номинативного поля является первая метафора; наименее продуктивной – последняя из названных. Метафоры реализуются конституентами определенных семантических полей, вносят значимые признаки в создаваемый портрет страны.

Область применения результатов. Полученные результаты вносят вклад в дальнейшее развитие имагологии, исследования дискурсивного, метафорического конструирования реальности, взаимосвязи ментальных, языковых и социальных процессов; могут быть использованы при подготовке специалистов в сфере политической коммуникации, мониторинга СМИ и общественных процессов, а также могут быть полезны политическим технологам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Laith Hamid Mohammed Ali Al-Khafaji, Волгоградский государственный университет

аспирант кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

Литература

Список литературы

Бабкина В.А. Физиологическая метафора как средство создания образа современной России в немецких средствах массовой информации // Научный диалог. 2017. № 3. С. 9-18. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-9-18

Балашова Л.В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 169-177.

Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология: монография. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 464 с.

Будаев Э.В., Чудинов А.П. Когнитивная теория метафоры: новые горизонты // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 1(110). С. 6-13.

Вражнова И.Г. Концептуальная метафора как средство формирования отрицательного образа государства (на материале британских печатных СМИ) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VII Международной конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (25-27.02.2015 г.). Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С. 27-33.

Иордан К.С., Семенова Е.В. Концептуальная метафора как средство создания образа страны в американском политическом дискурсе // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2016. Т. 7, № 7. С. 228-233.

Поляков О.Ю., Полякова О.А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 162 с.

Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.

DWDS – Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. URL: https://www.dwds.de/ (дата обращения: 20.01.2024).

FAZ – Frankfurter allgemeine Zeitung. URL: https://www.faz.net/ (дата обращения: 15.01.2024).

Frankfurter Rundschau. URL: https://www.fr.de/ (дата обращения: 22.01.2024).

Ilyushkina M., Chudinov A. Metaphorical modeling of Russia's image in the mass media: the case of American press // Language and culture. 2019. № 45. P. 20-30.

N-TV. URL: https://www.n-tv.de (дата обращения: 26.01.2024).

Tageszeitung. URL: https://taz.de/ (дата обращения: 19.01.2024).

Zeit online. URL: https://www.zeit.de (дата обращения: 15.01.2024).

References

Babkina V.A. Fiziologicheskaya metafora kak sredstvo sozdaniya obraza sovremennoi Rossii v nemetskikh sredstvakh massovoi informatsii [Physiological metaphor as a means of creating an image of modern Russia in the German mass media]. Nauchnyi dialog, 2017, no. 3, pp. 9-18. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-9-18

Balashova L.V. Dinamicheskaya kontseptsiya metafori: ot Aristotelya do sovremennoi kognitivnoi lingvistiki [The dynamic concept of metaphor: from Aristotle to modern cognitive linguistics]. Vestnik Omskogo universiteta, 2015, no. 2, pp. 169-177.

Budaev E.V. Sopostavitelnaya politicheskaya metaforologiya: monografiya [Comparative political metaphorology]. St. Petersburg: Naukoemkie tehnologii Publ., 2020, 464 p.

Budaev E.V., Chudinov A.P. Kognitivnaya teoriya metafori: novie gorizonti [Cognitive theory of metaphor: new horizons]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, 2013, no. 1(110), pp. 6-13.

Vrazhnova I.G. Kontseptualnaya metafora kak sredstvo formirovaniya otritsatelnogo obraza gosudarstva (na materiale britanskikh pechatnikh SMI) [Conceptual metaphor as a means of forming a negative image of the state (based on the material of the British print media)]. Inostrannie yaziki v kontekste mezhkulturnoi kommunikatsii: materiali dokladov VII Mezhdunarodnoi konferentsii «Inostrannie yaziki v kontekste mezhkulturnoi kommunikatsii» (25-27.02.2015). Saratov: Nauka Publ., 2015, pp. 27-33.

Jordan K.S., Semenova E.V. Kontseptualnaya metafora kak sredstvo sozdaniya obraza strani v amerikanskom politicheskom diskurse [Conceptual metaphor as a means of creating an image of a country in American political discourse]. Chelovek i yazyk v kommunikativnom prostranstve, 2016, vol. 7, no. 7, pp. 228-233.

Polyakov O.Yu., Polyakova O.A. Imagologiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Imagology: theoretical and methodological foundations]. Kirov: Raduga-PRESS Publ., 2013, 162 p.

Chudinov A.P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoi metafori (1991—2000) [Russia in a metaphorical mirror: a cognitive study of political metaphor (1991-2000)]. Yekaterinburg: USPU Publ., 2001, 238 p.

DWDS – Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. URL: https://www.dwds.de/ (accessed January 20, 2024).

FAZ – Frankfurter allgemeine Zeitung. URL: https://www.faz.net/ (accessed January 15, 2024).

Frankfurter Rundschau. URL: https://www.fr.de/ (accessed January 22, 2024).

Ilyushkina M., Chudinov A. Metaphorical modeling of Russia's image in the mass media: the case of American press. Language and culture, 2019, no. 45, pp. 20-30.

N-TV. URL: https://www.n-tv.de (accessed January 26, 2024).

Tageszeitung. URL: https://taz.de/ (accessed January 19, 2024).

Zeit online. URL: https://www.zeit.de (accessed January 15, 2024).


Просмотров аннотации: 144
Загрузок PDF: 69
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Al-Khafaji, L. H. M. A. (2024). ПРОДУКТИВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ИРАКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ ГЕРМАНИИ. Современные исследования социальных проблем, 16(2), 14-28. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-2-405
Раздел
Языкознание и литературоведение