УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИУМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях развития высшего образования теме совершенствования управления социальной системой в условиях взаимодействия социума и образовательного процесса в техническом вузе. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что правильный выбор моделей педагогического взаимодействия в техническом вузе и подходов в управлении социальной системой вуза позволит повысить качество образовательного процесса. Предметом исследования является социальная система технического вуза.
Методология. Основу исследования образуют следующие методы исследования: сущностный, структурно-функциональный, метод сравнения, и группа логических методов: анализ, синтез, обобщение.
Результаты. В результате исследования определены понятия социальной системы технического вуза, особенностей взаимодействия социума и образовательного процесса в техническом вузе. Рассмотрены особенности педагогического взаимодействия в рамках образовательного процесса на примере модели активного взаимодействия и либеральной модели. Дана характеристика основных подходов к управлению качеством подготовки выпускников технических вузов. Рассмотрены преимущества внедрения системы менеджмента качества в управление техническим вузом для укрепления взаимосвязей между наукой, высшим образованием и производством.
Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться на практике для повышения эффективности управления социальной системой технического вуза. Так, применение такой модели педагогического взаимодействия в рамках образовательного, как активное взаимодействия возможно на любом этапе образовательного процесса, а либеральная модель может применяться на этапе магистратуры или аспирантуры, а также второго высшего образования. Также для управления социальной системой вуза может быть применен подход, базирующийся на создании системы менеджмента качества предоставляемых услуг в соответствии с требованиями ГОСТа.
Выводы. Проведенное исследование позволило сделать выводы о преимуществах применения моделей активного взаимодействия и либеральной модели для совершенствования педагогического взаимодействия в техническом вузе. Рассмотрение особенностей педагогического взаимодействия в рамках образовательного процесса на примере модели активного взаимодействия и либеральной модели позволило определить, что применение модели активного взаимодействия возможно на любом этапе образовательного процесса, тогда как либеральная модель может применяться на этапе магистратуры или аспирантуры, а также второго высшего образования. Дана характеристика основных подходов к управлению качеством подготовки выпускников технических вузов. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности взаимодействия социума и образовательного процесса в техническом вузе более подойдет подход, базирующийся на создании системы менеджмента качества предоставляемых услуг.
Скачивания
Литература
Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation” (as amended on July 31, 2020; with amendments and additions, entered into force on September 1, 2020). Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598.
GOST R ISO 9001-2015. National standard of the Russian Federation. Quality management systems. Requirements: approved By order of Rosstan-Dart dated September 28, 2015 No. 1391-st. M.: Standartinform, 2015. 24 p.
Aboneeva A.V., Likhacheva O.N. Nauchnye trudy KubGTU, 2019, no. 7, pp. 134-140.
Azimbaeva Zh.A. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2017, no. 4 (17), pp. 97-100.
Vostrikov A.S., Pustovoy N.V., Afanas’ev Yu.A. Universitetskoe upravlenie, 2003, no. 2(25), pp. 78-85. http://www.unn.ru/pages/e-library/publisher_db/files/48/12.pdf (accessed 22.12.2020).
Gulyakin D.V. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2018, no. 1 (68),
pp. 274-275.
Gulyakin D.V. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 1 (105), pp. 4-7.
Kornilov D.A., Sakharov A.S. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2014, no. 12 (72), pp. 81-82.
Kuzheleva A.A. Vestnik Donetskogo natsional’nogo universiteta. Seriya V. Ekonomika i parvo, 2018, no. 2, pp. 104-117.
Likhacheva O.N. Nauchnye trudy KubGTU, 2019, no. 7, pp. 166-175.
Lobanova E.Yu., Tumakova N.A. Molodoy uchenyy, 2015, no. 8 (88), pp. 971-974.
Markar’yan Yu.A. Sovremennyy uchenyy, 2017, no. 7, pp. 167-171.
Parshukova A.N., Il’ina M.E. Kachestvo produktsii: kontrol’, upravlenie, povyshenie, planirovanie: sbornik nauchnykh trudov 5-y mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Kursk, 14 noyabrya 2018 [Product quality: control, management, improvement, planning: collection of scientific papers of the 5th international youth scientific and practical conference, Kursk, November 14, 2018] / ed. E.V. Pavlov. Kursk: Universitetskaya kniga, 2018, pp. 136-139.
Popov V.R. Upravlencheskoe konsul’tirovanie, 2008, no. 4, pp. 126-135.
Selezneva A.V. Khimiya. Ekologiya. Urbanistika, 2020, vol. T. 2020-1, pp. 375-379.
Sivirinov B.S. Uroven’ zhizni naseleniya regionov Rossii, 2017, no. 3 (205), pp. 93-99.
Fomina A.G. Molodoy uchenyy, 2015, no. 19.1 (99.1), pp. 58-60.
Fortova L.K., Evsyukova N.I. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2017, no. 6 (67), pp. 295-297.
Shilovich O.B. Nauchnye trudy KubGTU, 2020, no. 2,, pp. 126-133.
Просмотров аннотации: 269 Загрузок PDF: 149
Copyright (c) 2021 Natalia A. Bespalova, Anton V. Sibirtsev, Tatyana S. Yakovleva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.