РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ IT-ДИСКУРСЕ
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена исследованию реализации коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе. Актуальность исследования обусловлена развитием современных условий коммуникативного взаимодействия, возрастанием социальной роли информации в глобальном цифровом пространстве. Профессиональная коммуникация, сосредоточенная на свойствах и особенностях современных информационных технологий, играет важную роль в процессе распространения научных знаний для широкой аудитории.
Цель данной статьи заключается в выявлении и анализе языковых инструментов коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе.
Материалы и методы. Фактическим материалом для исследования послужили англоязычные статьи, опубликованные в электронных научно-популярных журналах Computer World, T3 за период 2023-2024 гг. В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод сплошной выборки материала, коммуникативно-прагматический метод, метод лингвистического описания.
Результаты. В результате проведенного исследования было установлено, что для актуализации стратегий коммуникативного воздействия в англоязычном научно-популярном IT-дискурсе характерным является использование разговорного стиля для облегчения процесса интерпретации научной информации; употребление эмоционально-оценочной, экспрессивной лексики, риторических приемов способствует усилению коммуникативного воздействия на адресата.
Скачивания
Литература
Список литературы
Багиян А.Ю., Ширяева Т.А., Аракелова А.Р. Лингвоаксиологические характеристики научно-популярного дискурса информационных технологий // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 4. С. 33-41.
Букина Ю.В. Онтологическая метафора как средство воздействия в англоязычном мотивационном медиадискурсе // Когнитивные исследования языка. 2024. № 1-2. С. 263-267.
Галичкина Е.Н. Интернет-дискурс: основные направления изучения и тенденции развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7. С. 94-101.
Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. Москва: НИУ ВШЭ, 2012. 572 с.
Николаева Н.Н., Шишкина Е.Н. Реализация стратегий и тактик убеждения в современном англоязычном научно-популярном дискурсе // Гуманитарный вестник. 2016. № 1. URL: http://hmbul.ru/catalog/edu/phil/338.html (дата обращения: 16.08.2024).
Паршин П.Б. Речевое воздействие // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/node/38583 (дата обращения: 16.08.2024).
Рысакова П.И. Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде // Медиалингвистика. 2022. № 4. C. 309-329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.402
Рянская Э.М., Шевченко Ю.В. Реализация авторских коммуникативных стратегий в научном и научно-популярном дискурсах // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2021. № 4. С. 33-48. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2021_4_33
Савельев А.С. Научно-популярный дискурс в современной интернет-коммуникации: к постановке проблемы // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6. С. 702-705. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.6(45).702-705
Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика – Лингвистика. 2004. Вып. 5. C. 5-11.
Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. Воронеж: «Истоки», 2012. 178 с.
Туманова Г.А. Коммуникативная стратегия убеждения и особенности ее реализации в политическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков): Дис. … канд. филол. наук. Москва, 2016. 283 с.
Хомутова Т.Н. Стратегии научного дискурса: интегральный подход // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. Т. 12. № 3. С. 15-22.
Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. Москва, ФЛИНТА: Наука, 2014. 344 с.
Ширяева Т.А. Англоязычный научно-популярный дискурс как инструмент трансфера и популяризации знаний о современном бизнесе // Наука в общественном диалоге: ценности, коммуникации, организация: материалы международной научной конференции. СПб, 2017. С. 176-178.
Árvay A. Pragmatic aspects of persuasion and manipulation in written advertisements // Acta Linguistica Hungarica. 2004, vol. 51, no. 3-4, pp. 231-263.
Crystal D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2004, 272 p.
Egorova L. Navigating the digital cosmos: evolution of popular science discourse // Progress in Language, Literature and Education Research, 2024, vol. 4, pp. 38-48. https://doi.org/ 10.9734/bpi/pller/v4/8511A
Lichinski A. Examples as persuasive arguments in popular management literature // Discourse and Communication, 2008, no. 2, pp. 243-269.
Van Dijk T.A. Critical discourse studies. A sociocognitive approach // Methods for Critical Discourse Analysis. / Ed. by R. Wodak, M. Meyer. London: Sage, 2009, pp. 62-85.
URL: https://www.t3.com/home-living/smart-home/ultion-nukis-smart-lock-just-got-better-with-this-new-accreditation (дата обращения: 10.08.2024).
URL: https://www.t3.com/tech/laptops/student-laptops-in-2024-should-i-buy-mac-snapdragon-intel-or-amd-and-why (дата обращения: 10.08.2024).
URL: https://www.computerworld.com/article/2505365/ai-powered-apps-that-actually-save-time.html (дата обращения: 10.08.2024).
URL: https://www.computerworld.com/article/3478395/apple-intelligence-delayed.html (дата обращения: 10.08.2024).
References
Bagiyan A.Yu., Shiryaeva T.A., Arakelova A.R. Linguistic and axiological parameters of the popular science discourse of information technology. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshej shkoly [Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education], 2019, no. 4, pp. 33-41.
Bukina Yu.V. Ontological metaphor as a means of influence in English motivational media discourse. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Сognitive Studies of Language], 2024, no. 1-2, pp. 263-267.
Galichkina E.N. Internet discourse: the basic research areas and the tendencies of development. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of Volgograd State Pedagogical University], 2021, no. 7, pp. 94-101.
Dzyaloshinsky I.M. Communicative impact: targets, strategies, technologies. Moscow: NIU VSHE Publ., 2012, 572 p.
Nikolaeva N.N., Shishkina E.N. Implementation of persuasion strategies and techniques in the modern English popular science discourse. Gumanitarnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin], 2016, no. 1. URL: http://hmbul.ru/catalog/edu/phil/338.html. (accessed August 16, 2024).
Parshin P.B. Speech impact. Universal'naya nauchno-populyarnaya onlajn-enciklopediya «Krugosvet» [Universal popular science online encyclopedia “Krugosvet”]. URL: http://www.krugosvet.ru/node/38583 (accessed August 16, 2024).
Rysakova P.I. Strategies for scientific popularization in the digital media environment. Medialingvistika [Media Linguistics], 2022, no. 4, pp. 309-329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.402
Ryanskaya E.M., Shevchenko Yu.V. The implementation of the authorial communicative strategies in scientific and popular science discourse. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk [Crede Experto: transport, society, education, language], 2021, no. 4, pp. 33-48. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2021_4_33
Saveliev A.S. Popular science discourse in modern Internet communication: to the problem statement. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Novgorod State University], 2022, no. 6, pp. 702-705. https://doi.org/10.34680/2411-7951
Skovorodnikov A.P. On the necessity of distinguishing the concepts of “rhetorical device”, “stylistic figure”, “verbal tactics”, “speech genre” in practice of terminological lexicography. Ritorika – Lingvistika [Rhetorics – Linguistics], 2004, no. 5, pp 5-11.
Sternin I. A. Fundamentals of speech impact. Voronezh: Istoki Publ., 2012, 178 p.
Tumanova G.A. Communicative strategy of persuasion and features of its implementation in political discourse (based on the material of the Russian and German languages). PhD dissertation. Moscow, 2016, 283 p.
Khomutova T.N. Scientific discourse strategies: an integral approach. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Science Journal of South Ural State University], 2015, no. 3, pp. 15-22.
Shelestyuk EV. Language impact: ontology and research methodology. Moscow: FLINTA Nauka Publ., 2014, 344 p.
Shiryaeva T.A. English scientific-popular business discourse as transfer tool of business discourse. Nauka v obshchestvennom dialoge: cennosti, kommunikacii, organizaciya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Science in Public Dialogue: Values, Communications, Organization: Conference Proceedings], St. Petersburg, 2017, pp. 176-178.
Árvay A. Pragmatic aspects of persuasion and manipulation in written advertisements. Acta Linguistica Hungarica, 2004, vol. 51, no. 3-4. pp. 231-263.
Crystal D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2004, 272 p.
Egorova L. Navigating the Digital Cosmos: Evolution of Popular Science Discourse. Progress in Language, Literature and Education Research, 2024, vol. 4, pp. 38-48. https://doi.org/10.9734/bpi/pller/v4/8511A
Lichinski A. Examples as Persuasive Arguments in Popular Management Literature. Discourse and Communication, 2008, no. 2, pp. 243-269.
Van Dijk T.A. Critical discourse studies. A sociocognitive approach. Methods of critical discourse analysis. / Ed. by R. Wodak, M. Meyer. London: Sage Publ., 2009, pp. 62-85.
URL: https://www.t3.com/home-living/smart-home/ultion-nukis-smart-lock-just-got-better-with-this-new-accreditation (accessed August 10, 2024).
URL: https://www.t3.com/tech/laptops/student-laptops-in-2024-should-i-buy-mac-snapdragon-intel-or-amd-and-why (accessed August 10, 2024).
URL: https://www.computerworld.com/article/2505365/ai-powered-apps-that-actually-save-time.html (accessed August 10, 2024).
URL: https://www.computerworld.com/article/3478395/apple-intelligence-delayed.html (accessed August 10, 2024).
Просмотров аннотации: 20 Загрузок PDF: 4
Copyright (c) 2024 Marina L. Avakova, Nadezhda B. Ayvazyan
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.