ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  • Natalia P. Chikunova Казанский федеральный университет
  • Liliia K. Khalitova Казанский федеральный университет http://orcid.org/0000-0001-9107-7684
Ключевые слова: социальная реклама, лингвостилистические особенности, массовая коммуникация, культура, общественные изменения

Аннотация

Обоснование. Исследование лингвостилистических особенностей социальной рекламы представляет значительный интерес с точки зрения анализа изменения языковых и стилистических средств, отражающих общественные преобразования. Социальная реклама реагирует на изменения в обществе, отражает культурные и политические перемены и тем самым дает исследователю благодатную почву для изучения и сравнения особенностей языка в разные исторические периоды. Изучение таких текстов дает возможность более глубокого понимания как языковой системы, так и социокультурного контекста, в котором функционирует реклама, а также динамики изменения общественных ценностей и приоритетов.

Цель – выявление и анализ лингвистических и стилистических особенностей социальной рекламы в области здравоохранения в контексте общественных изменений.

Материалы и методы. Был применён описательный метод на основе анализа и синтеза теоретического материала, а также метод контекстуального анализа практического материала, представленного в текстах социальной рекламы. Материалы исследования были получены методом сплошной выборки текстов социальной рекламы (30 текстов) за период 2005-2024 гг., отражающие значительные общественные изменения в системе здравоохранения. Количественные показатели использовались для иллюстрации динамики языковых изменений в текстах социальной рекламы.

Результаты. В результате анализа лингвостилистических особенностей текстов социальной рекламы на русском и английском языках можно сделать вывод, что различия в использовании языковых средств обусловлены в первую очередь культурно-историческим контекстом и особенностями языковой системы каждого из исследуемых языков. Русская социальная реклама чаще использует эмоционально насыщенные метафоры, риторические вопросы и обращение к коллективным ценностям. Англоязычная реклама, напротив, характеризуется преобладанием четких и лаконичных формулировок, использованием рациональных аргументов и индивидуалистских посылов.

Несмотря на различия, анализ показал наличие значительного сходства в применении универсальных лингвостилистических приемов, таких как метафоры, эпитеты и повторы, что свидетельствует об общности базовых механизмов воздействия на аудиторию. Тексты социальной рекламы обеих языковых культур демонстрируют адаптацию стилистических приемов под конкретные задачи, будь то призыв к действиям, информирование или изменение общественного поведения.

Область применения. Результаты исследования применимы в области изучения языка массовой коммуникации, преподавания лингвистики и стилистики, а также в практике создания социальной рекламы. Полученные данные могут быть полезны для лингвистов, переводчиков, а также специалистов в области маркетинга, рекламы и медиакоммуникаций при разработке эффективных стратегий воздействия на аудиторию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia P. Chikunova, Казанский федеральный университет

магистрант 3-го года обучения, направление «Филология», профиль «Романо-германская филология»

Liliia K. Khalitova, Казанский федеральный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии

Литература

Список литературы

Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Тольятти: Довгань, 1995. 704 с.

Дедюрина Е.Ю. Социальная реклама как жанр медиатекста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 9(864). С. 49-53. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2022_9_864_49

Глазкова Т.Ю. Лингвистические особенности англоязычной, немецкоязычной и русскоязычной социальной рекламы во время пандемии // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 6(476). C. 59-66. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-476-6-59-66

Кара-Мурза Е.С. Культура русской речи в рекламной деятельности // Журналистика и культура русской речи. 1996. Вып. 4. С. 63-74.

Кузнецова Н.В. Лингвистические приемы пропаганды норм поведения в социальной рекламе США // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 115-121.

Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 191 с.

Потапчук Е.Ю., Лабзина Ю.Е., Маркова М.А., Мамаева Д.М. Специфика социальной рекламы в условиях пандемии COVID-19: международный контекст // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 59-67. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.7

Попов Ю.А. Функциональные особенности социальной рекламы и специфика применения критериев оценки её эффективности // Экономические исследования и разработки. 2023. URL: http://edrj.ru/article/02-02-23 (дата обращения:12.09.2024).

Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 300 с.

Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: Принципы и практика: пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 797 с.

Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном пространстве: учебник. М.: Изд. дом Камерон, 2005. 464 с.

Baig M. Analyzing the Advertising Discourse – A Journey from Sight to Mind // International Journal of Applied Linguistics and English Literature. Lahore: AIAC. 2013. Vol. 2(1). P. 126-135. https://doi.org/10.7575/ijalel.v.2n.1p.126

Gimaletdinova G.K., Khalitova L.K. Participatory News Article: Genre Clarification // Современная лингвистика: ключ к диалогу: труды и материалы IV Казанского международного лингвистического саммита (Казань, 13-15 декабря 2023 г.): в 3 т. / под общ. ред. И.Э. Ярмакеева, Ф.Х. Тарасовой. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2024. Т. 1. C. 173-176.

Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Analyzing discourse: text and talk. Georgetown University Press, 1982. P. 25-42.

Lynn J.R. Effects of persuasive appeals in public service advertising // Journalism and Mass Communication Quarterly. 1974. Vol. 51(4). P. 622-630. https://doi.org/10.1177/107769907405100406

Longman Dictionary of American English. Harlow: Pearson Education Ltd., 2009. 934 p.

References

Bove K.L., Arens W.F. Modern advertising. Togliatti: Dovgan Publ., 1995, 704 p.

Dedyurina E.Yu. Social advertising as a genre of media text. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities], 2022, no. 9(864), pp. 49-53. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2022_9_864_49

Glazkova T.Yu. Linguistic features of English-language, German-language and Russian-language social advertising during the pandemic. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2023, no. 6(476), pp. 59-66. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-476-6-59-66

Kara-Murza E.S. Culture of Russian speech in advertising activities. Zhurnalistika i kul'tura russkoy rechi [Journalism and Culture of Russian Speech], 1996, issue 4, pp. 63-74.

Kuznetsova N.V. Linguistic techniques of propaganda of norms of behavior in social advertising of the USA. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Linguistic University], 2012, no. 3, pp. 115-121.

Nikolaishvili G.G. Social advertising: theory and practice: textbook for university students. Moscow: Aspect Press Publ., 2008, 191 p.

Potapchuk E.Yu., Labzina Yu.E., Markova M.A., Mamaeva D.M. Specifics of social advertising in the context of the COVID-19 pandemic: international context. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 2021, no. 8, pp. 59-67.

Popov Yu.A. Functional features of social advertising and the specifics of applying criteria for assessing its effectiveness. Economic research and development, 2023. URL: http://edrj.ru/article/02-02-23 (accessed October 15, 2024)

Potebnya A.A. Thought and language. Moscow: Labyrinth Publ., 1999. 300 p.

Wells W., Burnett J., Moriarty S. Advertising: Principles and Practice. (trans. from English). St. Petersburg: Piter Publ., 2003, 797 p.

Fedotova L.N. Advertising in the communication space: textbook. Moscow: Cameron Publ., 2005, 464 p.

Baig M. Analyzing the Advertising Discourse – A Journey from Sight to Mind. International Journal of Applied Linguistics and English Literature. Lahore: AIAC, 2013, vol. 2(1), pp. 126-135. https://doi.org/10.7575/ijalel.v.2n.1p.126

Gimaletdinova G.K., Khalitova L.K. Participatory News Article: Genre Clarification. Sovremennaja lingvistika: kljuch k dialogu: trudy i materialy IV Kazanskogo mezhdunarodnogo lingvisticheskogo sammita [Modern Linguistics: The Key to Dialogue: Works and Materials of the IV Kazan International Linguistic Summit]. Kazan: Kazan University Publ., 2024, vol. 1, pp. 173-176.

Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising. Analyzing discourse: text and talk. Georgetown University Press, 1982, pp. 25-42.

Lynn J.R. Effects of persuasive appeals in public service advertising. Journalism and Mass Communication Quarterly, 1974, vol. 51(4), pp. 622-630. https://doi.org/10.1177/107769907405100406

Longman Dictionary of American English. Harlow: Pearson Education Ltd., 2009, 934 p.


Просмотров аннотации: 116
Загрузок PDF: 54

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Chikunova, N., & Khalitova, L. (2024). ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Russian Social and Humanitarian Studies / Российские социогуманитарные исследования, 16(4), 49-63. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-456
Раздел
Языкознание и литературоведение