НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЖИЗНЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРАКТИКА «ЗАБОТЫ О СЕБЕ»

Ключевые слова: непрерывное обучение, забота о себе, информационное общество, общество знания, самообразование и саморазвитие, онлайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы

Аннотация

Обоснование. Актуальность представленной темы необходимо связывать с экзистенциальной ситуацией, характеризующейся активным развитием информационного общества и его переходом к обществу знания, в котором превалируют ценности, связанные с самообразованием и саморазвитием личности. Поэтому востребованной оказывается стратегия непрерывного обучения «через всю жизнь», позволяющая удовлетворить потребности личности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Предметом данного исследования выступает концепция непрерывного пожизненного обучения, выступающая как практика «заботы о себе».

 Основная цель статьи – эксплицировать аксиологический потенциал непрерывного пожизненного обучения и показать, что такое обучение выступает, прежде всего, как «забота о себе», позволяющая личности развиваться и совершенствоваться.

Материалы и методы. Для логики развития и решения исследовательских задач важное значение имели такие методы, как понятийное моделирование, интерпретация, метод контекстуального анализа. Основные положения статьи способствуют формированию общего концептуального представления о потенциале непрерывного пожизненного обучения как для саморазвития и совершенствовании личности, так и для понимания существования личности в обществе знания.

Результаты. В статье ставится вопрос: как или с помощью чего можно реализовывать стратегию непрерывного пожизненного обучения? Констатируется, что удовлетворение запроса в непрерывном пожизненном обучении большого количества людей можно осуществить только с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. И онлайн-курсы, в частности массовые открытые онлайн-курсы (МООК), оказываются наиболее востребованными и перспективными.

Утверждается, что благодаря онлайн-курсам каждая личность потенциально способна сформировать пространство для (само)образования, и при ситуации личностной готовности к непрерывному обучению МООК, как частный случай онлайн-курсов, предстают феноменом, способствующим реализации практики «заботы о себе».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia N. Balashova, Волгоградский государственный аграрный университет

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Учетно-информационные технологии и аудит» 

Elena A. Klenina, Волгоградский государственный аграрный университет

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Право и социально-гуманитарные дисциплины»

Arkady E. Peskov, Волгоградский государственный аграрный университет

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры «Пожарная и техносферная безопасность»

Литература

Список литературы

Беляева Л. А. Философия образования в поисках новой парадигмы // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20 (201). Философия. Социология. Культурология. Вып. 18. С. 38–42.

Ермакова Л. И. Непрерывное образование: социальная практика дополнительного профессионального образования: автореф. дис. …д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 51 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003256135

Каракозов С. Д. Массовые Открытые Онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. №3. С. 24-30.

Краснова Г. А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 200 с.

Полани Майк. Личностное знание. https://baguzin.ru/wp/majkl-polani-lichnostnoe-znanie/

Селф-компетенции как «философский камень». http://www.tsu.ru/university/rector_page/self-kompetentsii-kak-filosofskiy-kamen/

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. https://www.litmir.me/br/?b=116389&p=1

Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

Шичалин Ю. А. Пайдейя // Словари и энциклопедии на Академике. https://antique_philosophy.academic.ru/261/ПАЙДЕЙЯ

Щеглова Л. В. Культурные причины кризиса интегративного знания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (93). С. 4-8.

Soft-skills – навыки успеха. http://express-externat.spb.ru/2009-12-04-19-1904/39-2009-12-04-19-05-08/1173-soft-skills-navyki-uspekha

Cormier Dave. What is a MOOC? https://www.youtube.com/watch?v=eW3gMGqcZQc

Dissertations on MOOCs published in 2014. https://www.veletsianos.com/2015/01/27/dissertations-moocs-published-2014/

Nonaka Ikujiro. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, Oxford, 1995. 304 p.

Rowley J. The wisdom hierarchy: representations of the DIKW hierarchy // Journal of Information Science. 2007. №33 (2). Р. 163-180. https://doi.org/10.1177/0165551506070706

The CCK08 MOOC – Connectivism course, 1/4 way [Dave’s Educational Blog]. http://davecormier.com/edblog/2008/10/02/the-cck08-mooc-connectivism-course-14-way/

References

Belyaeva L. A. Philosophy of education in search of a new paradigm. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2010, no. 20 (201). Philosophy. Sociology. Cultural studies. Issue 18, pp. 38-42.

Ermakova L. I. Continuous education: social practice of additional professional education. Rostov-on-Don, 2005, 51 p. https://search.rsl.ru/ru/record/01003256135.

Karakozov S. D. Mass Open Online Courses in Foreign and Russian Education. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education, 2014, no. 3, pp. 24-30.

Krasnova G. A., Mozhaeva G. V. E-education in the era of digital transformation. Tomsk: Tomsk State University, 2019, 200 p.

Polanyi Mike. Personal knowledge. https://baguzin.ru/wp/majkl-polani-lichnostnoe-znanie/

Self-competence as a “philosopher's stone”. http://www.tsu.ru/university/rector_page/self-kompetentsii-kak-filosofskiy-kamen/

Foucault M. History of Sexuality-III: Caring for the Self. https://www.litmir.me/br/?b=116389&p=1

Shipilov V. List of soft-skills and ways to develop them. https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

Shichalin Y. A. Paideia // Dictionaries and Encyclopedias on Academica. https://antique_philosophy.academic.ru/261/ПАЙДЕЙЯ

Shcheglova L. V. Cultural reasons for the crisis of integrative knowledge. Izvestia Volgograd State Pedagogical University, 2014, no. 8 (93), pp. 4-8.

Soft-skills - skills for success. http://express-externat.spb.ru/2009-12-04-19-1904/39-2009-12-04-19-05-08/1173-soft-skills-navyki-uspekha

Cormier Dave. What is a MOOC? https://www.youtube.com/watch?v=eW3gMGqcZQc

Dissertations on MOOCs published in 2014. https://www.veletsianos.com/2015/01/27/dissertations-moocs-published-2014/

Nonaka Ikujiro. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, Oxford, 1995, 304 p.

Rowley J. The wisdom hierarchy: representations of the DIKW hierarchy. Journal of Information Science, 2007, no. 33 (2), pp. 163-180. https://doi.org/10.1177/0165551506070706

The CCK08 MOOC - Connectivism course, 1/4 way [Dave's Educational Blog]. http://davecormier.com/edblog/2008/10/02/the-cck08-mooc-connectivism-course-14-way/


Просмотров аннотации: 79
Загрузок PDF: 43

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Balashova, N., Klenina, E., & Peskov, A. (2024). НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЖИЗНЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРАКТИКА «ЗАБОТЫ О СЕБЕ». Russian Social and Humanitarian Studies / Российские социогуманитарные исследования, 16(4), 293-308. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-457
Раздел
Философские науки