ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

  • Isabella S. Ogonovskaya Специализированный учебно-научный центр федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-0834-6757
Ключевые слова: историческое образование, политика памяти, учебники истории СССР, школа, Наркомат просвещения РСФСР, Министерство просвещения СССР, авторы школьных учебников истории СССР

Аннотация

Обоснование. Актуализируется проблема влияния государственной политики на развитие исторического образования в советской школе, а также содержание школьных учебников истории СССР. Рассмотрены причины трансформации школьного исторического образования в соответствии с изменениями политических установок, этапов развития советского общества, сменой лидеров страны, концептуальных подходов в исторической науке.

Цель исследования выявить факторы, позволяющие рассматривать советские школьные учебники отечественной истории как инструмент политики памяти.

Материалы и методы. Источниковой базой исследования являются школьные учебники истории, издаваемые в Советской России и СССР в 1917-1989 гг., учебные программы, дневник историка С.А. Пионтковского, оформленные в виде статьи воспоминания автора учебника истории СССР В.Д. Есакова, материалы периодической печати (журналы «Борьба классов», «Историк-марксист», «Преподавание истории школе»), а также постановления ЦК ВКП(б), СНК СССР, министерства просвещения / образования СССР, рассмотренные на основе историко-описательного (в качестве основного), историко-хронологического, историко-системного, историко-сравнительного, проблемного и других методов исторического исследования.

Результаты. Для достижения цели были изучены нормативно-правовые акты, определявшие целевые ориентиры и структуру системы образования, в том числе исторического; содержание школьных учебников отечественной истории, претерпевавшее многочисленные изменения в связи с поступавшими указаниями «сверху»; дискуссионные вопросы советской исторической науки, находившие отражение в содержании учебников; этапы развития исторического образования в стране, особенности которых были связаны с политическими изменениями; страницы биографий авторов учебников, позволяющие видеть их взаимоотношения с властью, отношение к происходившим в стране процессам.

Это позволило сделать выводы о том, что на каждом этапе развития советского общества школьные учебники истории использовались в качестве проводников государственной политики, как инструмент политики памяти и механизм взаимодействия власти и системы образования, как фактор влияния на умы подрастающего поколения и средство контроля за умонастроениями историков – авторов учебников, как массовая книга, субъективно оценивавшая прошлое и дающая ориентиры будущего.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Isabella S. Ogonovskaya, Специализированный учебно-научный центр федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

кандидат исторических наук, доцент

Литература

Список литературы

Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. 376 с.

Базилевич КВ., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР. Часть 1 / под ред. проф. А.М. Панкратовой. 8 класс. М.: Учпедгиз, 1940. 224 с.

Базилевич КВ., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. Они же. История СССР. Часть 2 / под ред. проф. А.М. Панкратовой. 9 класс. М.: Учпедгиз, 1940. 272 с.

Базилевич КВ., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР. Часть 3 / под ред. проф. А.М. Панкратовой. 10 класс. М.: Учпедгиз, 1940. 368 с.

Берхин И.Б. История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму (1917-1937) / под ред. чл.-корр. АН СССР М.П. Кима: Учеб. пособие для 9 кл. М.: Просвещение, 1962. 240 с.

Берхин И.Б., Беленький М.И., Ким М.П. История СССР: эпоха социализма / под ред. чл.-корр. АН СССР М.П. Кима. М.: Просвещение, 1964. 414 с.

Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР: эпоха империализма. Учебник для 9 класса / под ред. чл.-кор. АН СССР М.П. Кима. М.: Просвещение, 1976. 383 с.

Борисов Ю.С. XXII съезд КПСС и некоторые вопросы преподавания истории СССР // Преподавание истории в школе. 1962. № 3. С. 33-42.

Брандербергер Д. Кризис сталинского агитпропа: пропаганда, политпросвещение и террор в СССР. 1927-1941 / авториз. пер. с англ. А.А. Пешкова, Е.С. Володиной. М.: Политическая энциклопедия, 2017. 367 с.

Бущик Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР М.: Просвещение, 1961. 540 с.

Бущик Л.П. История СССР: Учебная книга для 8 класса / под ред. акад. А.М. Панкратовой. Часть первая. М.: Учпедгиз, 1957. 200 с.

Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., Новое литературное обозрение, 2005. С. 51-63.

Данилов А.А. Юрий Иванович Кораблев // История и историки: историографический вестник. М.: Наука, 2009. С. 315-320.

Дневник историка С.А. Пионтковского (1927-1934). Казань / Отв. ред. и вступ. статья A.Л. Литвина. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 516 с.

Дубровский А.М. Историк и власть. Историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2005. 800 с.

Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР (1930-1950-е годы). М.: Политическая энциклопедия, 2017. 622 с.

Есаков В. Между социальным заказом и профессиональной историографией // Историки читают учебники истории: традиционные и новые концепции учебной литературы / Под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-XX, 2002. С. 47-60.

Есаков В.Д., Кукушкин Ю.С., Ненароков А.И. История СССР. Эпоха социализма / под ред. Ю.С. Кукушкина. М.: Просвещение, 1984. 287 с.

Иоаннисиани А. История в школе II ступени // Историк-марксист. 1927. Т. 3. С. 152.

История СССР. Краткий курс: Учебник для 4-го класса / Под ред. проф. А.В. Шестакова. М., 1955. 288 с.

Карцов В.Г., Алексеев С.П. История СССР: Учеб. книга для 4-го класса. М.: Учпедгиз, 1955. 149 с.

Карцов В.Г., Алексеев С.П. История СССР: Учеб. книга для 4-го класса. Шестое изд. М.: Учпедгиз, 1961. 160 с.

Кораблев Ю.И., Кукушкин Ю.С., Федосов И.А., Шерстобитов В.П. История СССР / под ред. Ю.С. Кукушкина. Учебник для 9 класса: от периода империализма до 1936 г. М.: Просвещение, 1986. 335 с.

Кораблев Ю.И., Кукушкин Ю.С., Федосов И.А., Шерстобитов В.П. История СССР / под ред. Ю.С. Кукушкина. Учебник для 9 класса: от периода империализма до 1936 г. М.: Просвещение, 1988. 335 с.

Кораблев Ю.И., Федосов И.А., Борисов Ю.С. История СССР (период империализма – 1930-е гг.): Учебник для 10 класса / Под ред. Ю.И. Кораблева. М.: Просвещение, 1989. 351 с.

Краткий курс истории СССР. Учебник для 3-го и 4-го классов / Под ред. проф. А.В. Шестакова. М., 1937. 224 с.

Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе. Птг., 1918. 20 с.

Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 464 с.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 560 с.

Нора П. Проблематика мест памяти // Франция — память. СПб, 1999. С. 17–50. URL: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html (дата обращения 20.11. 2024).

О преподавании гражданской истории в школах СССР. Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) // Историк-марксист. 1934. № 3. С. 83-84.

О результатах конкурса на составление учебников истории // Преподавание истории в школе. 1962. № 1. С. 93.

Огоновская И.С. А.М. Панкратова – идеолог исторического образования в школе и автор школьных учебников истории 1930-х – начала 1960-х гг. // Преподавание истории в школе. 2024. № 7. С. 41-47. https://doi.org/10.51653/0132-0696_2024_7_41

Огоновская И.С. Авторы школьных учебников русской истории / истории СССР: коллективный портрет на фоне исторических эпох (1918–1950-е гг.) // История и современное мировоззрение. 2023. Т. 5. № 3. С. 167-179. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2023-5-3-167-179

Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М. История СССР. 11 класс: от начала Великой Отечественной войны до I-го съезда народных депутатов РСФСР. М.: Просвещение, 1990. 222 с.

Покровский М. Н. История и современность. Доклад на курсах-конференции обществоведов Московской губернии, организованных МОНО в сентябре 1926 г. // На путях к новой школе. 1926. № 10. С. 94-111.

Польский М.П. XXIV съезд КПСС и задачи советской исторической науки // История СССР. 1972. № 2. С. 178-183.

Постановление жюри правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4 классов средней школы по истории СССР // Исторический журнал. 1937. № 8. С. 1-5.

Потемкин П.И., Берхин И.Б., Ким М.П., Балев В.М. История СССР (1938-1981): Учебник для 10 класса / под ред. М.П. Кима. М.: Просвещение, 1972. 256 с.

Программы для I и II ступени семилетней Единой трудовой школы. М., 1921. 359 с.

Репина Л. П. Национальная история, историческая память и «история историков» // Вестник Российской нации. 2010. № 3. С. 65-77.

Руднева Л. Е. Эволюция школьного учебника истории в 40 - 80-е годы XX века: дис. … канд. ист. наук. 07.00.02. Курск, 2005. 215 с.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. 576 с.

Уник А. Программа по истории для средней школы // Борьба классов. 1934. № 4. С. 25-27.

Федосов И.А. История СССР: период империализма. Учебное пособие для 9 класса. М.: Просвещение, 1967. 134 с.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992. 351 с.

Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен: конец ХVII в. - 1930-е гг.: дисс… докт. ист. наук. 07.00.09. М., 2011. 442 с.

Хальбвакс М. Коллективная историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 16-50.

Хромов С.С. XXVII съезд КПСС и некоторые актуальные проблемы изучения отечественной истории // История СССР. 1986. № 6. С. 3-20.

Яковлев Н.Н. О преподавании отечественной истории // Большевик. 1947. № 22. С. 26-37.

References

Bagdasaryan V.E., Abdulaev E.N., Klychnikov V.M., Larionov A.E., Morozov A.Yu., Orlov I.B., Stroganova S.M. School textbook of history and public policy. Moscow: Scientific expert Publ., 2009, 376 p.

Bazilevich K.V., Bakhrushin S.V., Pankratova A.M., Fokht A.V. History of the USSR. Part 1 / Ed. by prof. A.M. Pankratova. 8th grade. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1940, 224 p.

Bazilevich K.V., Bakhrushin S.V., Pankratova A.M., Fokht A.V. History of the USSR. Part 2 / Ed. by prof. A.M. Pankratova. 9th grade. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1940, 272 p.

Bazilevich K.V., Bakhrushin S.V., Pankratova A.M., Fokht A.V. History of the USSR. Part 3 / Ed. prof. A.M. Pankratova. 10th grade. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1940, 368 p.

Berkhin I.B. History of the USSR. The transition era from capitalism to socialism (1917-1937) / Ed. by A.M. of the USSR Academy of Sciences M.P. Kim: Textbook for 9th grade. Moscow, Education Publ., 1962, 240 p.

Berkhin I.B., Belenky M.I., Kim M.P. History of the USSR: the era of socialism / Ed. by A.M. of the USSR Academy of Sciences M.P. Kim. Moscow, Education Publ., 1964, 414 p.

Berkhin I.B., Fedosov I.A. History of the USSR: the era of imperialism. Textbook for 9th grade / Ed. A.M. of the USSR Academy of Sciences M.P. Kim. Moscow, Education Publ., 1976, 383 p.

Borisov Yu.S. XXII Congress of the CPSU and some issues of teaching the history of the USSR. Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching history in school], 1962, no. 3, pp. 33-42.

Brandenberger D. The crisis of Stalin's agitprop: propaganda, political education and terror in the USSR. 1927-1941 / authorized. trans. from English by A.A. Peshkov, E.S. Volodina. Moscow: Political Encyclopedia, 2017, 367 p.

Bushik L.P. Essay on the development of school history education in the USSR. Moscow, Education Publ., 1961, 540 p.

Bushik L.P. History of the USSR: Textbook for the 8th grade / Ed. by acad. A.M. Pankratova, part one. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1957, 200 p.

Welzer H. History, Memory and Modernity of the Past. Memory as an Arena of Political Struggle. Memory of the War 60 Years Later: Russia, Germany, Europe. Moscow, New Literary Review, 2005, p. 51-63.

Danilov A.A. Yuri Ivanovich Korablyov. Istoriya i istoriki: istoriograficheskiy vestnik [History and historians: historiographic bulletin]. Moscow: Nauka Publ., 2009, pp. 315-320.

Diary of historian S.A. Piontkovsky (1927-1934). Kazan / rep. ed. and entry article by A.L. Litvina. Kazan, Kazan. state Univ., 2009, 516 p.

Dubrovsky A.M. Historian and power. Historical science in the USSR and the concept of the history of feudal Russia in the context of politics and ideology (1930-1950s). Bryansk: Publishing house of Bryansk state University, 2005, 800 p.

Dubrovsky A.M. Power and Historical Thought in the USSR (1930-1950s). Moscow: Political Encyclopedia, 2017, 622 p.

Esakov V. Between social order and professional historiography. Istoriki chitayut uchebniki istorii: traditsionnyye i novyye kontseptsii uchebnoy literatury [Historians read history textbooks: traditional and new concepts of educational literature] / Ed. by K. Aymermacher and G. Bordyugov. Moscow: AIRO-XX Publ., 2002. pp. 47-60.

Esakov V.D., Kukushkin Yu.S., Nenarokov A.I. History of the USSR. The Age of Socialism / Ed. by Yu.S. Kukushkin. Moscow: Education Publ., 1984, 287 p.

Ioannisiani A. History in the Second-Level School. Istorik-marksist [Marxist Historian], 1927, vol. 3, p. 152.

History of the USSR. Brief course: Textbook for the 4th grade / Ed. by prof. A.V. Shestakov. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1955, 288 p.

Kartsov V.G., Alekseev S.P. History of the USSR: Textbook. book for 4th grade. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1955, 149 p.

Kartsov V.G., Alekseev S.P. History of the USSR: Textbook. book for 4th grade. Sixth ed. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1961, 160 p.

Korablev Yu.I., Kukushkin Yu.S., Fedosov I.A., Sherstobitov V.P. History of the USSR. Textbook for 9th grade: from the period of imperialism to 1936 / ed. by Yu.S. Kukushkin. Moscow: Education Publ., 1986, 335 p.

Korablev Yu.I., Kukushkin Yu.S., Fedosov I.A., Sherstobitov V.P. History of the USSR. Textbook for 9th grade: from the period of imperialism to 1936 / Ed. by Yu.S. Kukushkin. Moscow: Education Publ., 1988, 335 p.

Korablyov Yu.I., Fedosov I.A., Borisov Yu.S. History of the USSR (period of imperialism – 1930s): Textbook for 10th grade / Ed. by Yu.I. Korablyov. Moscow: Education Publ., 1989, 351 p.

A Brief Course in the History of the USSR. Textbook for 3rd and 4th grades / Ed. by prof. A.V. Shestakov. Moscow, 1937, 224 p.

Lunacharsky A.V. On the Teaching of History in a Communist School. Petrograd, 1918, 20 p.

Proceedings of the XXII Congress of the CPSU. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1961, P. 464 p.

Public education in the USSR. Comprehensive school: Collection of documents. 1917-1973 / Comp. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov. Moscow: Pedagogy Publ., 1974, 560 p.

Nora P. Problematics of Places of Memory France — Memory. St. Petersburg, 1999, pp. 17–50. Access mode: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html (date of access 20.11. 2024).

On the teaching of civil history in schools of the USSR. Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). Istorik-marksist [Marxist Historian], 1934, no. 3, pp. 83-84.

On the results of the competition for the compilation of history textbooks. Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching history in school], 1962, no. 1, p. 93.

Ogonovskaya I.S. A.M. Pankratova – ideologist of historical education in school and author of school history textbooks of the 1930s – early 1960s. Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching history at school], 2024, no. 7, pp. 41-47. https://doi.org/10.51653/0132-0696_2024_7_41

Ogonovskaya I.S. Authors of school textbooks on Russian history / history of the USSR: a collective portrait against the background of historical eras (1918-1950s). Istoriya i sovremennoye mirovozzreniye [History and modern worldview] 2023, vol. 5, no. 3, pp. 167-179. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2023-5-3-167-179

Ostrovsky V.P., Startsev V.I., Starkov B.A., Smirnov G.M. History of the USSR. 11th grade: from the beginning of the Great Patriotic War to the 1st Congress of People's Deputies of the RSFSR. Moscow: Education Publ., 1990, 222 p.

Pokrovsky M.N. History and modernity. Report at the courses-conference of social scientists of the Moscow province, organized by the MONO in September 1926. Na putyakh k novoy shkole [On the way to a new school], 1926, no. 10, pp. 94-111.

Pol'skiy M.P. The XXIV Congress of the CPSU and the tasks of Soviet historical science. Istoriya SSSR [History of the USSR], 1972, no. 2, pp. 178-183.

Resolution of the jury of the government commission for the competition for the best textbook for grades 3 and 4 of secondary school on the history of the USSR. Istoricheskiy zhurnal // [Historical Journal], 1937, no. 8, pp. 1-5.

Potemkin P.I., Berkhin I.B., Kim M.P., Balev V.M. History of the USSR (1938-1981): Textbook for the 10th grade / Ed. by M.P. Kim. Moscow: Education Publ., 1972, 256 p.

Programs for the 1st and 2nd stages of the seven-year Unified Labor School. Moscow, 1921, 359 p.

Repina L.P. National history, historical memory and the “history of historians”. Vestnik Rossiyskoy natsii [Bulletin of the Russian Nation], 2010, no. 3, pp. 65-77.

Rudneva L.E. Evolution of school history textbook in the 40-80s of the 20th century. Abstract of PhD dissertation. Kursk, 2005, 215 p.

Theory and Methodology of Historical Science. Terminological Dictionary / Ed. A.O. Chubaryan. Moscow: Akvilon Publ., 2014m 576 p.

Unik A. History program for secondary school. Bor'ba klassov [Class struggle], 1934, no. 4, pp. 25-27.

Fedosov I.A. History of the USSR: the period of imperialism. Textbook for the 9th grade. Moscow: Education Publ., 1967, 134 p.

Ferro M. How stories are told to children in different countries of the world: Trans. from French. Moscow: Higher School, 1992, 351 p.

Fuks A.N. School textbooks on national history as a historiographic phenomenon: the end of the 17th century - 1930s. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2011, 442 p.

Halbwachs M. Collective Historical Memory. Memory of the War 60 Years Later: Russia, Germany, Europe. Moscow: New Literary Review, 2005, pp. 16-50.

Khromov S.S. The 27th Congress of the CPSU and some current problems of studying national history. Istoriya SSSR [History of the USSR], 1986, no. 6, pp. 3-20.

Yakovlev N.N. On teaching national history. Bol'shevik [Bolshevik], 1947, no. 22, pp. 26-37.


Просмотров аннотации: 86
Загрузок PDF: 49

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Ogonovskaya, I. (2024). ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. Russian Social and Humanitarian Studies / Российские социогуманитарные исследования, 16(4), 193-223. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-470
Раздел
Исторические науки