ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ЭПОХУ ПОСЛЕ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОВОРОТА»
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена особенностям современного процесса личностной самоидентификации студентов высших учебных заведений под влиянием популяризации и последствий «терапевтического поворота». Актуальность статьи обусловлена ростом популярности так называемой «терапии», внедряемой в том числе на институциональном уровне в деятельность высших учебных заведений. К новизне следует отнести обобщение некоторых специфических новых подходов к личностной самоидентификации студентов. Их анализ и систематизация представляют собой перспективное направление исследований.
Цель. Цель исследования – выявление и анализ особенностей личностной самоидентификации, возникших под влиянием «терапевтического поворота» и вошедших в повседневные практики студентов.
Материалы и методы. В ходе исследования были исполльзованы материалы фундаментальных трудов и современных статей по различным аспектам самоидентификации личности. Для достижения цели используются методы сравнительного анализа, метод обобщения, метод понятийного анализа, метод экспертных оценок, метод абстрагирования и социологические методы исследования.
Результаты. Результатом данного исследования стало выявление и систематизация специфических особенностей процесса личностной самоидентификации студентов с точки зрения так называемого «терапевтического поворота». Одним из последствий «терапевтической» самоидентификации студентов можно считать разобщение студенческого сообщества.
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать в процессе совершенствования управления образовательными организациями, в педагогической деятельности, в ходе руководства студенческими объединениями, а также в практике преподавания учебных дисциплин: психологии, социологии и др.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абдуллина Т.С. Роль авторитетных персон в социализации российских студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. С. 15-20. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.51.43.001
Балашова Е.С., Чуркина Н.С., Пантелеев В.Д. К вопросу о дефинициях и эмпирических основаниях «синдрома менеджера» в современной педагогике // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т.15, №1-2. С. 464-470
Балашова Е.С., Богачева А.В., Кочеганова П.П. К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 339-342.
Дмитриев Т.А. «Желание быть видимым»: Френсис Фукуяма в поисках объяснения новых тенденций мировой политики // Перспективы. 2020. № 1. С. 133–144. https://doi.org/10.32726/2411-3417-2020-1-133-144
Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизических главы. Гл. I: Трансценденция жизни // Зиммель Г. Избранное. Т. II: Созерцание жизни. Москва, Юрист, 1996.
Карпункова В.В. Идея «терапевтического поворота» Ф. Фукуямы в контексте осмысления трансформации современного общества // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023, №1. С. 36-45 https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/36-45
Малимонов И.В., Король Л.Г., Синьковская И.Г. Рахинский Д.В., Шепелева Ю.С. Историко-философская репрезентация мужского гендерного режима в процессе трансформации социального статуса женщины // Современные исследования социальных проблем. 2023. Том 15, №2. С. 44-63. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2023-15-2-44-63
Мамардашвили М.К. Возможный человек. Москва, Рипол Классик, 2019. 495 с.
Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (дата обращения: 08.12.2024).
Неронов А.В., Неронова М.Ю. Особенности и проблемы идентификации личности в современном мире // Современные исследования социальных проблем. 2022. Том 14, №3. С. 74-91. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-3-74-91
Петрова Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, No 1. С. 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-2
Разбеглова Т.П. Цифровизация образовательной среды и судьбы гуманистической культуры в XXI веке // Архонт, 2022, №6 (33). С. 60-70.
Рикер П. Я-сам как другой. Москва, Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.
Рифф П. Триумф терапевтического: как используют веру после Фрейда. Набросок теории культуры // Логос. 2007. №5 (62). С. 256-280.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Карпушкина Н.В., Шешукова Н.Н. Гендерные аспекты научной деятельности и специфика восприятия науки и ученых современными девушками и юношами – студентами и старшеклассниками // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, №3. С. 11. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-11
Федеральный закон от 23.11.2024 N 401-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411230022?ysclid=m4ob36w5wx689039454 (дата обращения: 08.12.2024).
Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. Москва, Наука, 2007. 677 с.
Фуко М. Рождение клиники. Москва, Академический проект, 2014. 263 с.
Фукуяма Ф. Государственный порядок. Москва, АСТ, 2015. 688 с.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Москва, АСТ, 2004. 736 с.
Фукуяма Ф. Идентичность: стремление к признанию и политика неприятия. Москва, Альпина Паблишер, 2019. 256 с.
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. Москва, АСТ, 2004. 352 с.
Jones B. Ch. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International journal of constitutional law blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. http://works. Bepress. Com/brian_jones/27
Mccruddenn Ch. Transnational culture wars // International journal of constitutional law. Oxford, 2015. Vol. 13, No. 2. P. 434-462. https://doi.org/10.1093/icon/mov018
McIntosh Sundstrom L., Sperling V., Sayoglu M. Courting gender justice: Russia, Turkey, and the European Court of human rights. New York: Oxford University Press, 2019. 296 p. https://doi.org/10.1093/oso/9780190932831.001.0001
Mills S. Gender and politeness. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 270 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511615238
Žižek S. Pandemic! COVID-19 Shakes the World. New York; London: OR Books, 2020.
References
Abdullina T.S. The role of authoritative persons in the socialization of Russian students. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2023, pp. 15-20. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.51.43.001
Balashova E.S., Churkina N.S., Panteleev V.D. On the issue of definitions and empirical foundations of the "manager syndrome" in modern pedagogy. Russian Journal of Education and Psychology, 2024, vol. 15, no. 1-2, pp. 464-470.
Balashova E.S., Bogacheva A.V., Kocheganova P.P. On the issue of gender self-identification of students in the context of modern human rights discourse in the Russian Federation. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 339-342.
Dmitriev T.A. "The Desire to Be Visible": Francis Fukuyama in Search of an Explanation of New Trends in World Politics. Perspektivy [Perspectives], 2020, no. 1, pp. 133-144. https://doi.org/10.32726/2411-3417-2020-1-133-144
Simmel G. Contemplation of Life. Four Metaphysical Chapters. Ch. I: Transcendence of Life. Simmel G. Selected. Vol. II: Contemplation of Life. Moscow, Jurist, 1996.
Karpunkova V.V. The idea of F. Fukuyama's "therapeutic turn" in the context of understanding the transformation of modern society. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East], 2023, no. 1, pp. 36-45. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/36-45
Malimonov I.V., Korol L.G., Sinkovskaya I.G. Rakhinsky D.V., Shepeleva Yu.S. Historical and philosophical representation of the male gender regime in the process of transformation of the social status of women. Sovremennye Issledovaniya Sotsialnykh Problem [Modern Studies of Social Issues], 2023, vol. 15, no. 2, pp. 44-63. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2023-15-2-44-63
Mamardashvili M.K. Possible Man. Moscow, Ripol Classic, 2019, 495 p.
National Project "Education". URL: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196
Neronov A.V., Neronova M.Yu. Features and problems of personal identification in the modern world. Sovremennye Issledovaniya Sotsialnykh Problem [Modern Studies of Social Issues], 2022, vol. 14, no. 3, pp. 74-91. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-3-74-91
Petrova G.I. Human self-determination in higher education: possibilities of anthropological and technological solution of the problem. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2023, vol. 11, no. 1, pp. 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-2
Razbeglova T.P. Digitalization of the educational environment and the fate of humanistic culture in the 21st century. Arhont [Arkhont], 2022, no. 6 (33), pp. 60-70.
Ricoeur P. I am like another. Moscow, Publishing house of humanitarian literature, 2008, 416 p.
Riff P. The Triumph of the Therapeutic: How Faith is Used after Freud. Sketch of a Theory of Culture. Logos [Logos], 2007, no. 5 (62), pp. 256-280.
Semenova L.E., Semenova V.E., Karpushkina N.V., Sheshukova N.N. Gender aspects of scientific activity and the specifics of perception of science and scientists by modern girls and boys - students and high school students. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2024, vol. 12, no. 3, p. 11. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-3-11
Federal Law of 23.11.2024 N 401-FZ "On Amendments to Article 6.21 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses". URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411230022?ysclid=m4ob36w5wx689039454
Foucault M. Hermeneutics of the Subject. Course of lectures delivered at the Collège de France in the 1981-1982 academic year. Moscow, Nauka, 2007, 677 p.
Foucault M. The Birth of the Clinic. Moscow, Academic Project, 2014, 263 p.
Fukuyama F. State Order. Moscow, AST, 2015, 688 p.
Fukuyama F. Trust: Social Virtues and the Path to Prosperity. Moscow, AST, 2004, 736 p.
Fukuyama F. Identity: The Striving for Recognition and the Politics of Rejection. Moscow, Alpina Publisher, 2019, 256 p.
Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnological Revolution. Moscow, AST, 2004, 352 p.
Jones B.Ch. Is Social Media a Human Right? Exploring the Scope of Internet Rights. International journal of constitutional law blog. Oxford, 2014. December, pp. 1-7. http://works. Bepress. Com/brian_jones/27
Mccruddenn Ch. Transnational cultural wars. [International journal of constitutional law]. Oxford, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 434-462. https://doi.org/10.1093/icon/mov018
McIntosh Sundstrom L., Sperling V., Sayoglu M. Courting gender justice: Russia, Turkey, and the European Court of human rights. New York: Oxford University Press, 2019, 296 p. https://doi.org/10.1093/oso/9780190932831.001.0001
Mills S. Gender and politeness. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, 270 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511615238
Žižek S. Pandemic! COVID-19 Shakes the World. New York; London: OR Books, 2020.
Просмотров аннотации: 75 Загрузок PDF: 34
Copyright (c) 2024 Elena S. Balashova, Anna V. Bogacheva, Anna V. Khizhnaya

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.