Лексические стилистические средства создания речевого портрета персонажей в произведении Дж. Стейнбека «Of Mice and Men»
Аннотация
Обоснование. Понятие речевого портрета не ново для лингвистической науки и уже прочно закрепилось в языкознании в связи появлением отдельного направления исследования – линговоперсонологии, изучающей индивидуальные и типологические характеристики языковой личности. Изучены и описаны речевые портреты современного журналиста, политика, учителя, однако работы, посвященные проблеме речевого портретирования в художественных произведениях, немногочисленны, отсутствует как единая трактовка самого понятия речевой портрет, так и его систематическое описание, что и определяет актуальность данного исследования.
Цель – выявление лексических средств художественной выразительности, участвующих в создании речевой характеристики персонажей в повести Дж. Стейнбека «Of Mice and Men».
Материалы и методы. Материалом данного исследования послужила повесть американского писателя 20 века Дж. Стейнбека «Of Mice and Men». В ходе работы были применены метод сплошной выборки и метод лингвостилистического анализа текста.
Результаты. В ходе исследования было рассмотрено понятие «речевого портрета», которое имеет целый ряд смежных понятий. Были изучены стилистические средства, участвующие в создании речевого портрета персонажа в художественном произведении, а также выявлены лексические стилистические средства речевой характеристики персонажей в повести Дж. Стейнбека «Of Mice and Men». Анализ показал, что речевые портреты персонажей формируются при помощи стилистически маркированной лексики, к которой относятся сленгизмы, вульгаризмы и идиоматические выражения, а также благодаря лексическим стилистическим приемам: метафорам, метонимиям, сравнениям и эпитетам. Использование данных приемов как в прямой речи героев, так и в авторской характеристике их речевой манеры не только способствует передаче их эмоций, но и указывает на их социальный статус и уровень образованности. Дж. Стейнбек в своем произведении описывает особенности уклада жизни рабочих на ранчо, основными качествами которых являются рациональность, целеустремленность и вовлеченность в работу. Они живут целью заработать, не имея возможности получения образования. Автор использует разговорную речь, чтобы сделать образы своих персонажей более правдоподобными, а также с целью передачи их характеров и мировоззрения.
EDN: VYRZAN
Скачивания
Литература
Ахманова, О. С. (2013). Словарь лингвистических терминов. Москва: Рипол Классик. 614 с.
Гальперин, И. Р. (1958). Очерки по стилистике английского языка. Москва: Изд-во лит. на иностр. яз. 459 с.
Гафарова, А. С. (2006). Речевой портрет: социолингвистические характеристики (автореф. дис. … канд. филол. наук). Тверь. 20 с.
Домашнев, А. И., Шишкина, И. П., & Гончарова, Е. А. (1989). Интерпретация художественного текста (2-е изд., дораб.). Москва: Просвещение. 208 с.
Карасик, В. И., & Дмитриева, О. А. (2005). Лингвокультурный типаж: к определению понятия. В кн.: Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. (с. 5–25). Волгоград: Парадигма.
Китайгородская, М. В., & Розанова, Н. Н. (1995). Русский речевой портрет. Москва: Просвещение. 432 с.
Котович, М. И. (2015). Языковые средства создания персонажа в художественном произведении. В кн.: Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. (с. 64–68).
Леорда, С. В. (2006). Речевой портрет современного студента (автореф. дис. канд. фил. наук). Саратов. 19 с.
Панов, М. В. (1990). История русского литературного произношения XVIII–XX вв. (Отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР. Ин-т рус. яз.). Москва: Наука. 453 с.
Тарасенко, Т. П. (2007). Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара) (автореф. дисс. … канд. филол. наук). Краснодар. 26 с.
Joshi, K. Sh. (2017). Speech representation in fiction. International Journal of Innovative Knowledge Concepts, 5(11), 208–213.
Jurafsky, D., Ranganath, D., & McFarland, A. (2009). Extracting social meaning: Identifying interactional style in spoken conversation. NAACL '09: Proceedings of Human Language Technologies: The 2009 Annual Conference of the North American Chapter of the Association for Computational Linguistics, июнь, 638–646.
Lee, S., Park, J., & Um, D. (2021). Speech characteristics as indicators of personality traits. Applied Sciences, 11, 8776. https://doi.org/10.3390/app11188776 EDN: https://elibrary.ru/EXSVPI
Pennebaker, J., & King, L. (1999). Linguistic styles: Language use as an individual difference. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1296–1312. https://doi.org/10.1037//0022-3514.77.6.1296 EDN: https://elibrary.ru/GXUJCT
Rimmon-Kenan, Sh. (1983). Narrative fiction: Contemporary poetics. New York: Routledge. 173 p.
Steinbeck, J. (2017). Of Mice and Men. London: Penguin Books. 105 p.
References
Akhmanova, O. S. (2013). Dictionary of linguistic terms. Moscow: Ripol Classic. 614 p.
Galyperin, I. R. (1958). Essays on the stylistics of the English language. Moscow: Publishing House of Foreign Literature. 459 p.
Gafarova, A. S. (2006). Speech portrait: sociolinguistic characteristics (Abstract of candidate thesis). Tver. 20 p.
Domashnev, A. I., Shishkina, I. P., & Goncharova, E. A. (1989). Interpretation of a literary text (2nd ed., revised). Moscow: Prosveshchenie. 208 p.
Karasik, V. I., & Dmitrieva, O. A. (2005). Linguocultural type: towards the definition of the concept. In Axiological linguistics: linguocultural types: collection of scientific papers (pp. 5–25). Volgograd: Paradigma.
Kitaygorodskaya, M. V., & Rozanova, N. N. (1995). Russian speech portrait. Moscow: Prosveshchenie. 432 p.
Kotovich, M. I. (2015). Linguistic means of creating a character in a literary work. In Ideas. Search. Solutions: collection of articles and abstracts of the IX International Scientific and Practical Conference (pp. 64–68).
Leorda, S. V. (2006). Speech portrait of a modern student (Abstract of candidate thesis). Saratov. 19 p.
Panov, M. V. (1990). History of Russian literary pronunciation XVIII–XX centuries (Ed. D. N. Shmelev; USSR Academy of Sciences. Institute of Russian Language). Moscow: Nauka. 453 p.
Tarasenko, T. P. (2007). Language personality of a high school student in terms of its speech realizations (based on the data of an associative experiment and the slang of Krasnodar schoolchildren) (Abstract of candidate thesis). Krasnodar. 26 p.
Joshi, K. Sh. (2017). Speech representation in fiction. International Journal of Innovative Knowledge Concepts, 5(11), 208–213.
Jurafsky, D., Ranganath, D., & McFarland, A. (2009). Extracting social meaning: Identifying interactional style in spoken conversation. NAACL '09: Proceedings of Human Language Technologies: The 2009 Annual Conference of the North American Chapter of the Association for Computational Linguistics, June, 638–646.
Lee, S., Park, J., & Um, D. (2021). Speech characteristics as indicators of personality traits. Applied Sciences, 11, 8776. https://doi.org/10.3390/app11188776 EDN: https://elibrary.ru/EXSVPI
Pennebaker, J., & King, L. (1999). Linguistic styles: Language use as an individual difference. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1296–1312. https://doi.org/10.1037//0022-3514.77.6.1296 EDN: https://elibrary.ru/GXUJCT
Rimmon-Kenan, Sh. (1983). Narrative fiction: Contemporary poetics. New York: Routledge. 173 p.
Steinbeck, J. (2017). Of Mice and Men. London: Penguin Books. 105 p.
Просмотров аннотации: 37 Загрузок PDF: 16
Copyright (c) 2025 Olga V. Evstafiadi, Kristina V. Kovalyova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.