КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ УСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЯЗЫКЕ ГАЗЕТЫ
Аннотация
Статья посвящена изучению когнитивно-коммуникативных возможностей сложноподчиненных условных предложений, функционирующих в языке современных масс-медиа.
Целью исследования является анализ семантико-прагматических функций сложноподчиненных условных предложений с союзом если, активно участвующих в синтаксической организации публицистического текста.
Для реализации целей и задач работы использованы контекстуальный анализ, метод сплошной выборки при подборе практического материала, а также описательный метод.
Результаты исследования. Сложноподчиненное условное предложение способно в своей смысловой структуре отражать характер коммуникативных и познавательных целеустановок того или иного текста. Особенности функционирования сложноподчиненных условных предложений в текстах газеты определяются реализацией 2-х основных функций: сообщения и воздействия. В информативных жанрах часто используются предложения, в которых вербализуется ситуация альтернативного развития событий и реализуется прогностический модус. Субъект речи представляет 2 версии возможных событий (условий и следствий), причем обе они равноправны. Это так называемая «сильная альтернатива». В газетных сообщениях, как правило, представлено и второе звено альтернативы в виде параллельной противопоставленной конструкции, что и позволяет сделать вывод о текстообразующих функциях данных комплексов. За рекламными текстами «закреплены» сложноподчиненные условные предложения с деонтической побудительной модальностью. Такие конструкции непосредственно апеллируют к читателю, воздействуют на его сознание и поведение. Изучение семантических и функциональных особенностей условных конструкций в газетных текстах показало, что сложноподчиненные условные предложения как единица когнитивно-коммуникативного уровня служит достаточным контекстом для выявления специфических признаков сферы общения. Современный читатель находится под постоянным коммуникативным воздействием, о чем свидетельствует экспансия рекламных текстов, в которых реализуются сложноподчиненные условные предложения с побудительной модальностью.
Область применения результатов. Результаты работы могут быть полезны при разработке лекций и семинаров по языкознанию, стилистике и культуре речи.
Скачивания
Литература
Il`enko S.G. Sovremenny`j russkij yazy`k. Sintaksis [Modern Russian language. Syntax]. Moscow: Yurajt Publ., 2018, 391 p.
Kolosova T.L. Russkie slozhny`e predlozheniya asimmetricheskoj struktury [Russian complex sentences of asymmetric structure]. Novosibirsk: Novosibirsk National Research State University, 2008, 212 p.
Kostomarov V.G. Russkij yazy`k na gazetnoj polose [Russian language on the newspaper page]. M.: Lomonosov Moscow State Un-ty Publ., 1971, 268 p.
Lyapon M.V. Smy`slovaya struktura slozhnogo predlozheniya i tekst. K ti-pologii vnutritekstovy`x otnoshenij [The semantic structure of a complex sentence and the text. On the typology of intra-textual relations]. Moscow: Academic Scientific Publishing, Production, Printing and Book Distribution Center of the Russian Academy of Sciences “Nauka Publishing House”, 1986, 201 p.
Mirzoeva V.M., Aksenova E.D., Mirzoeva E.Z. Slozhnopodchinenny`e predlozheniya s interpozitivnoj pridatochnoj chast`yu v tekstax medicinskoj special`nosti (na materiale otorinolaringologii) [Compound sentences with an interpositive subordinate part in the texts of the medical specialty (based on the material of otorhinolaryngology)]. Sovremennye issledovanija social’nyh problem [Modern Studies of Social Problems], 2019, vol. 11, no. 5, pp. 151-160.
Mirzoeva V.M., Kuzneczova A.A., Mirzoeva E.Z. Kommunikativno-pragmaticheskaya funkciya slozhny`x predlozhenij v dialogicheskoj strukture tekstov medicinskoj napravlennosti [The communicative and pragmatic function of complex sentences in the dialogical structure of medical texts]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. Series: Philology, 2017, no. 1, pp. 207-211.
Просмотров аннотации: 176 Загрузок PDF: 151
Copyright (c) 2022 Ekaterina D. Axenova, Anjelika A. Kuznetsova, Anastasia T. Axenova, Natalia A. Budanova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.