КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ УСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЯЗЫКЕ ГАЗЕТЫ

  • Ekaterina D. Axenova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-7726-6793
  • Anjelika A. Kuznetsova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Anastasia T. Axenova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Natalia A. Budanova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ключевые слова: семантико-прагматические функции, сложноподчиненное условное предложение, публицистический текст

Аннотация

Статья посвящена изучению когнитивно-коммуникативных возможностей сложноподчиненных условных предложений, функционирующих в языке современных масс-медиа.

Целью исследования является анализ семантико-прагматических функций сложноподчиненных условных предложений с союзом если, активно участвующих в синтаксической организации публицистического текста.

Для реализации целей и задач работы использованы контекстуальный анализ, метод сплошной выборки при подборе практического материала, а также описательный метод.

Результаты исследования. Сложноподчиненное условное предложение способно в своей смысловой структуре отражать характер коммуникативных и познавательных целеустановок того или иного текста. Особенности функционирования сложноподчиненных условных предложений в текстах газеты определяются реализацией 2-х основных функций: сообщения и воздействия. В информативных жанрах часто используются предложения, в которых вербализуется ситуация альтернативного развития событий и реализуется прогностический модус. Субъект речи представляет 2 версии возможных событий (условий и следствий), причем обе они равноправны. Это так называемая «сильная альтернатива». В газетных сообщениях, как правило, представлено и второе звено альтернативы в виде параллельной противопоставленной конструкции, что и позволяет сделать вывод о текстообразующих функциях данных комплексов. За рекламными текстами «закреплены» сложноподчиненные условные предложения с деонтической побудительной модальностью. Такие конструкции непосредственно апеллируют к читателю, воздействуют на его сознание и поведение. Изучение семантических и функциональных особенностей условных конструкций в газетных текстах показало, что сложноподчиненные условные предложения как единица когнитивно-коммуникативного уровня служит достаточным контекстом для выявления специфических признаков сферы общения. Современный читатель находится под постоянным коммуникативным воздействием, о чем свидетельствует экспансия рекламных текстов, в которых реализуются сложноподчиненные условные предложения с побудительной модальностью.

Область применения результатов. Результаты работы могут быть полезны при разработке лекций и семинаров по языкознанию, стилистике и культуре речи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ekaterina D. Axenova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доцент кафедры русского языка, доцент, кандидат филологических наук

 

Anjelika A. Kuznetsova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

и.о. заведующего кафедры русского языка, доцент, кандидат филологических наук

Anastasia T. Axenova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доцент кафедры русского языка, доцент, кандидат филологических наук

 

Natalia A. Budanova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ассистент кафедры русского языка, кандидат филологических наук

Литература

Il`enko S.G. Sovremenny`j russkij yazy`k. Sintaksis [Modern Russian language. Syntax]. Moscow: Yurajt Publ., 2018, 391 p.

Kolosova T.L. Russkie slozhny`e predlozheniya asimmetricheskoj struktury [Russian complex sentences of asymmetric structure]. Novosibirsk: Novosibirsk National Research State University, 2008, 212 p.

Kostomarov V.G. Russkij yazy`k na gazetnoj polose [Russian language on the newspaper page]. M.: Lomonosov Moscow State Un-ty Publ., 1971, 268 p.

Lyapon M.V. Smy`slovaya struktura slozhnogo predlozheniya i tekst. K ti-pologii vnutritekstovy`x otnoshenij [The semantic structure of a complex sentence and the text. On the typology of intra-textual relations]. Moscow: Academic Scientific Publishing, Production, Printing and Book Distribution Center of the Russian Academy of Sciences “Nauka Publishing House”, 1986, 201 p.

Mirzoeva V.M., Aksenova E.D., Mirzoeva E.Z. Slozhnopodchinenny`e predlozheniya s interpozitivnoj pridatochnoj chast`yu v tekstax medicinskoj special`nosti (na materiale otorinolaringologii) [Compound sentences with an interpositive subordinate part in the texts of the medical specialty (based on the material of otorhinolaryngology)]. Sovremennye issledovanija social’nyh problem [Modern Studies of Social Problems], 2019, vol. 11, no. 5, pp. 151-160.

Mirzoeva V.M., Kuzneczova A.A., Mirzoeva E.Z. Kommunikativno-pragmaticheskaya funkciya slozhny`x predlozhenij v dialogicheskoj strukture tekstov medicinskoj napravlennosti [The communicative and pragmatic function of complex sentences in the dialogical structure of medical texts]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tver State University]. Series: Philology, 2017, no. 1, pp. 207-211.


Просмотров аннотации: 146
Загрузок PDF: 111
Опубликован
2022-01-31
Как цитировать
Axenova, E., Kuznetsova, A., Axenova, A., & Budanova, N. (2022). КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ УСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЯЗЫКЕ ГАЗЕТЫ. Современные исследования социальных проблем, 13(4), 380-390. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-4-380-390
Раздел
Языкознание