СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ХРИСТИАНСТВА И БУДДИЗМА

  • Ekaterina V. Bobyreva Волгоградский государственный социально-педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-0359-5751
  • Olga A. Dmitrieva Волгоградский государственный социально-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-0422-9780
Ключевые слова: социум, социальная среда, религиозная система, ценности, ценностные ориентиры, динамика ценностей

Аннотация

В статье рассматривается динамика и проводится сопоставление ценностей христианства и буддизма, лежащих в основе теологических концепций данных мировых религий и демонстрирующих мировоззренческие и моральные приоритеты людей, исповедующих указанные религии. Предлагаемая тематика представляется актуальной, поскольку рассматриваемая в статье проблема и полученные результаты исследования раскрывают различие в менталитете народа, исповедующего определенную религию и, как следствие, могут снять некоторые трудности, возникающие в процессе общения людей, исповедующих разные религии.

Целью проводимого исследования является выявление культурных ценностей, лежащих в основе двух мировых религий, определение причин и направлений исторической динамики указанных ценностей, а также влияние ценностей определенной религии на функционирование общества.

В ходе проведения исследования использовались: метод семантического и контент-анализа, концептологический анализ и дискурс-анализ.

Исследование показало, что к числу традиционных христианских ценностей относятся: вера, добро (доброта), любовь, милосердие, скромность, всепрощение, чистота нравов, Бог (божественное). На современном этапе развития общества христианские ценности претерпели изменения, и в настоящее время на первый план вышли такие, как жизнь, истина, добро. Также современное христианство к числу ценностей относит патриотизм, свободу и семейные ценности. Буддизм исторически к разряду ценностей относит ориентиры, определяющие основы жизни человека: правильные взгляды, правильные намерения, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное внимание. На современном этапе развития общества на первый план выступают видоизмененные ценности буддизма: очищение разума и развитие мудрости, сострадание, закон кармы и перерождения. В современном буддизме ценностями выступают комплексные понятия, которые предполагают наличие у человека нравственных качеств. Результаты исследования показали, что ценности буддизма исторически оказались подвержены большим изменениям по сравнению с ценностями христианства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ekaterina V. Bobyreva, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии

Olga A. Dmitrieva, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного

Литература

Bibliya: Knigi Svyashchennogo Pisanya Vethogo i Novoho Zaveta [Bible: Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Brussels: Life with God Publ., 1973, 2392 p.

Bobyreva E.V. Religioznyi diskurs: tsennosti, zhanry, strategii (na materiale pravoslavnogo veroucheniya [Religious discourse: values, genres, strategies (on the material of Orthodox creed)]. Volgograd: Peremena, 2007, 375 p.

Buslaev F.I. O vliyanii christianstva na slavyanskiy yazyk [On the influence of Christianity on the Slavic language]. Moscow: Universitetskaja tipografija, 1848, 212 p.

Wais M. Bibliya i sovremennoe literaturovedenie: Metod tselostnoy interpretatsii [Bible and modern literary criticism: Method of holistic interpretation]. Moscow: Mosty kul’tury, 2001. 445 p.

Garadzha V.I. Religiovedenie [Religious Studies]. Moscow: Aspekt Press, 1995, 351 p.

Garanov Y.S. Christianskie tsennosti v sovremennom otechestvennom kinematographe [Christian values in modern domestic cinema art]. Abstract of PhD dissertation. Astrakhan, 2014, 17 p.

James W. Mnogoobrazie religioznogo opyta [Diversity of religious experience]. Moscow: Nauka, 1993, 432 p.

Dawson K.G. Religiya i kultura [Religion and culture]. St. Petersburg: Aleteya, 2000, 281 p.

Kaeasik V.I. Religiozniy diskurs [Religious discourse]. Yazykovaya lichnost: problem lingvokulturologii i funktsionalnoy semantiki [Linguistic personality: problems of linguoculturology and functional semantics]. Volgograd: Peremena, 1999, pp. 5-19.

Krivykh S.E. Aksiologiya mirovykh religiy: sravnitelnaya tipologiya tsennostnyh struktur [Axiology of world religions: comparative typology of value structures]. PhD dissertation. Armavir, 2009, 174 p.

.Malinovsky B. Izbrannoe: Dinamika kultury. [Selected works: Dynamics of culture]. Moscow: ROSSPEN, 2004, 960 p.

Merdok G. Fundamentalnye charakteristiki kultury [Fundamental characteristics of culture]. Antologiya issledovaniy kultury [Anthology of culture investigations]. St. Petersburg.: Universitetskaja kniga, 1997, pp. 49-57.

Mechkovskaya N.B. Yazyk i religiya [Language and religion]. Moscow: FAIR, 1998, 352 p.

Nikonov K.I. Sovremennaya christiabskaya antropologiya [Modern Christian anthropology]. Moscow: MSU Publ., 1983, 184 p.

Rikkert G. Tsennosti zhizni i kulturnye tsennosti [Values of life and cultural values]. EON, vol. 1. Moscow: Logos, 1994, pp. 27-36.

Tripitaka [Tripitaka]. Antologiya mirovoy filososii [Anthology of the world philosophy]. 4 vol. Moscow: Nauka, 1969.


Просмотров аннотации: 443
Загрузок PDF: 240
Опубликован
2022-01-31
Как цитировать
Bobyreva, E., & Dmitrieva, O. (2022). СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ХРИСТИАНСТВА И БУДДИЗМА. Современные исследования социальных проблем, 13(4), 568-583. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-4-568-583
Раздел
Языкознание