К ДОСОКРАТИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ В РИТОРИКЕ

  • Lev G. Vasiliev Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» https://orcid.org/0000-0001-7966-670X
  • Nataliia V. Melnichuk Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко»
Ключевые слова: риторика, досократики, софистика, аргументация, дидактика

Аннотация

Обоснование. Овладение риторическим искусством как филологической дисциплиной бесперспективно без научного осмысления предмета речевого воздействия. Последнее возможно лишь при условии овладения знаниями не только современного состояния этой дисциплины, но и умениями анализировать теоретические достижения риторической науки в ее становлении и развитии. Именно это позволяет оценивать адекватность соотношения целей и задач обучения, а также правильность моральных, филологических и педагогических предпочтений образовательного процесса.

Цель. В статье с историко-филологических и критико-аналитических позиций рассматриваются научные основания одного из важнейших направлений ранней греческой риторики, представленного в магистральных концепциях древних софистов.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили общефилологические и дидактические постулаты двух важнейших авторов этого периода – Антифона и Горгия. Для освещения подходов используется метод критического анализа и методика исторической ретроспективы.

Результаты. Исследование показало, что изучение истоков риторики дает правильное направление в ее осмыслении. Преимущественно дидактический характер ранней риторики диктуется ориентацией на практические цели. Тем не менее, проанализированные концепции позволяют утверждать, что в них как в магистральных подходах теоретико-филологическая основа присутствует в виде осмысления существа и перспектив логоса, когда последний рассматривается с акцентом на сопоставление и обоснование конкурирующих воззрений, а также на собственно языковые техники, обеспечивающие эффективность речевого воздействия.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы при анализе принципов построения и оценки аргументации в дебатах, а также в вузовских курсах стилистики при обсуждении проблемы эффективности средств речевоздействия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Lev G. Vasiliev, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой лингвистики и иностранных языков

Nataliia V. Melnichuk, Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко»

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии

Литература

Список литературы

Васильев Л.Г. Аргументативные аспекты понимания. М., Калуга: Ин-т психологии РАН, 1994. 220 с.

Васильев Л.Г., Неборская В.В., Садыкова М.А. К ориентационным принципам риторических руководств // Казанская наука. 2022. № 9. С. 110-112.

Платон. Горгий. URL: https://royallib.com/read/platon/gorgiy.html#0 (дата обращения: 20.01.2023).

Платон. Диалоги. URL: https://vk.com/doc4605748_437248458 (дата обращения: 20.01.2023).

Суриков И.Е. Научный комментированный перевод корпуса речей оратора Антифонта. URL: https://simposium.ru/ru/book/export/html/13543 (дата обращения: 20.01.2023).

Enos R.L. The Epistemology of Georgias’ Rhetoric: A Re-Examination // Southern Western Communication Journal, 1979, vol. 42, pp. 35-51.

Kennedy G.A. Classical Rhetoric and Its Cristian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times. Chapel Hills: The University of North Carolina Press, 1980, 291 p.

Mommsen Th.E. Petrarch’s Conception of the ‘Dark Ages’ // Speculum (Cambridge MA: Medieval Academy of America), 1942, vol.17, no. 2, pp. 226-227.

Romilly J. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. N.Y. etc.: Harvard Univ. Press, 1973, 108 p.

Rüegg W. Foreword. The University as a European Institution // A History of the University in Europe, 1992, Vol. 1: Universities in the Middle Ages. Cambridge: University Press, pp. 19-20.

Toulmin S. The Uses of Argument. London etc.: Cambridge Univ. Press, 1958,415 p.

Untersteiner M. The Sophists / Transl. by K. Freeman. Oxford: Blackwell, 1954, 368 p.

Walton D.N. A Pragmatic Theory of Fallacy. London, Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1995, 324 p.

Wardy R. The Birth of Rhetoric: Gorgias, Plato and their successors. London: Routledge, 1996, 208 p.

Wilson B. The Anatomy of Argument, Revised Edition Lanham. New York. London, University Press of America, 1986, 388 p.

References

Vasilev L.G. Argumentativnye aspekty ponimaniya [Argumentative aspects of understanding]. Moscow, Kaluga: In-t psikhologii RAN, 1994, 220 p.

Vasilev L.G., Neborskaya V.V., Sadykova M.A. K orientatsionnym printsipam ritoricheskikh rukovodstv [To orientational principles of rhetorical guides]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2022, no. 9, pp. 110-112.

Plato. Gorgii [Gorgias]. URL: https://royallib.com/read/platon/gorgiy.html#0 (accessed January 20, 2023).

Plato. Dialogi [Dialogues]. URL: https://vk.com/doc4605748_437248458 (accessed January 20, 2023).

Surikov I.E. Nauchnyi kommentirovannyi perevod korpusa rechei oratora Antifonta [Scientific commentary translation of the corpus of orator Antiphon’s speeches]. URL: https://simposium.ru/ru/book/export/html/13543 (accessed January 20, 2023).

Enos R.L. The Epistemology of Georgias’ Rhetoric: A Re-Examination. Southern Western Communication Journal, 1979, vol. 42, pp. 35-51.

Kennedy G.A. Classical Rhetoric and Its Cristian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times. Chapel Hills: The University of North Carolina Press, 1980, 291 p.

Mommsen Th.E. Petrarch’s Conception of the ‘Dark Ages’. Speculum (Cambridge MA: Medieval Academy of America), 1942, vol.17, no. 2, pp. 226-227.

Romilly, J. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. N.Y. etc.: Harvard Univ. Press, 1973, 108 p.

Rüegg W. Foreword. The University as a European Institution. A History of the University in Europe, 1992, vol. 1: Universities in the Middle Ages. Cambridge: University Press, pp. 19-20.

Toulmin S. The Uses of Argument. London etc.: Cambridge Univ. Press, 1958, 415 p.

Untersteiner M. The Sophists / Transl. by K. Freeman. Oxford: Blackwell, 1954, 368 p.

Walton D.N. A Pragmatic Theory of Fallacy. London, Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1995, 324 p.

Wardy R. The Birth of Rhetoric: Gorgias, Plato and their successors. London: Routledge, 1996, 208 p.

Wilson B. The Anatomy of Argument, Revised Edition. Lanham. New York. London, University Press of America, 1986, 388 p.


Просмотров аннотации: 79
Загрузок PDF: 53
Опубликован
2023-03-31
Как цитировать
Vasiliev, L., & Melnichuk, N. (2023). К ДОСОКРАТИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ В РИТОРИКЕ. Современные исследования социальных проблем, 15(1), 125-141. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2023-15-1-125-141
Раздел
Языкознание и литературоведение