ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ В НАУЧНОМ МЕДИЦИНСКОМ ТЕКСТЕ
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена вопросам употребления средств сочинительной связи в сфере научной коммуникации на примере союза а в простом предложении. Авторы обращаются к семантическим и функциональным особенностям сочинительного союза а в научном медицинском тексте, где он представлен достаточно широко. Сопоставительный смысл союза а, специфика и правила вербализации этого смысла ориентированы на максимально точную и конкретную характеристику фактов, происходящих в живом организме или в какой-либо его части.
Целью исследования является представление разнообразных вариантов характеристик объектов сопоставления, подробное рассмотрение особенностей функционирования различных слов-союзных аналогов, используемых вместе с союзом а, типа: а вместе с тем, а следовательно, а значит и др., среди которых особое внимание уделено предложениям с сочетанием а также.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили учебники: Н.В. Чебышев Биология (2016 г.), Физиология человека под. ред. В.М. Смирнова (2019 г.), Г.В. Порядин и др. Патофизиология. Общая и клиническая патофизиология (2022 г.). В статье использовались методы научного описания, наблюдения и статистического анализа, что позволило получить достоверную информацию о функционировании сочинительного союза а в научном тексте медицинского профиля.
Выводы. В статье делается вывод, что сочинительный союз а способен создавать в научном тексте медицинского профиля многообразные смысловые отношения и выполнять специфические коммуникативные задачи текстообразования. Функционирование союза а в простом предложении связано с акцентированием одного из соединяемых фрагментов, что, как правило, находит выражение в более частом подключении конкретизаторов к союзу а. Информативный и коммуникативный статус присоединительных предложений с а-отношениями в научной речи направлен на более точное и адекватное изложение научной информации.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы не только для дальнейших исследований научного (медицинского) текста, но и важны в педагогической практике обучения иностранных студентов-медиков.
Скачивания
Литература
Список литературы
Аксенова Е.Д., Мирзоева В.М., Мирзоева Е.З. Модальность научного (медицинского) текста на материале текстов оториноларингологии // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4-1(28). С. 154-161.
Мирзоева В.М., Витлинская Л.Г., Ткачева Р.А. К вопросу о структурной организации научного (медицинского) текста // Materialy IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie I nauka dez granie – 2013». Voluve 29. Filologiczne nauki.: Przemysl. Naura I studia. 2013. 96 s.
Патофизиология (общая и клиническая патофизиология). / Под. ред. Поря-дина Г.В. В 2-х томах. Т. 1, 2. М.: МИА, 2022. 1226 с.
Ткачёва Р.А., Михайлова Н.Д., Бородина Е.Ю., Макарова Н.Ф. Работа со сложносочинёнными конструкциями при изучающем чтении научного (медицинского) текста в иностранной аудитории // Тверской медицинский журнал. 2023. № 3. C. 56-58.
Чебышев Н.В. Биология / Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: МИА, 2016. 640 с.
Смирнов В.М., Свешников Д.С., Умрюхин А.Е. Физиология: Учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов. М.: МИА, 2019. 520 с.
References
Aksenova E.D., Mirzoeva V.M., Mirzoeva E.Z. Modal'nost' nauchnogo (medicinskogo) teksta na materiale tekstov otorinolaringologii [The modality of a scientific (medical) text based on the material of otorhinolaryngology texts]. Sov-remennye issledovaniya social'nyh problem [Modern Research on Social Prob-lems], 2016, no. 4-1(28), pp. 154-161.
Mirzoeva V.M., Vitlinskaya L.G., Tkacheva R.A. K voprosu o strukturnoy organizatsii nauchnogo (meditsinskogo) teksta [On the question of the structural or-ganization of a scientific (medical) text]. Materialy IX Międzynarodowej nau-kowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie I nauka dez granie – 2013» [Materials of the 9th International Scientific and Practical Conference "Education and Science – 2013"], 2013, vol. 29. Filologiczne nauki: Przemysl. Naura I studia, 96 p.
Patofiziologiya (obshchaya i klinicheskaya patofiziologiya) [Pathophysiology (general and clinical pathophysiology)], vol. 2. Moscow: MIA Publ., 2022, 1226 p.
Tkachyova R.A., Mihajlova N.D., Borodina E.Yu., Makarova N.F. Rabota so slozhnosochinyonnymi konstrukciyami pri izuchayushchem chtenii nauchnogo (medicinskogo) teksta v inostrannoj auditoria [Working with complex structures when studying the reading of a scientific (medical) text in a foreign audience]. Tverskoj medicinskij zhurnal [Tver Medical Journal], 2023, no. 3, pp. 56-58.
Chebyshev N.V. Biologiya / Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Biology / Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow: MIA, 2016, 640 p.
Smirnov V.M, Sveshnikov D.S., Umryuhin A.E. Fiziologiya: Uchebnik dlya studentov lechebnogo i pediatricheskogo fakul'tetov [Physiology: Textbook for students of medical and pediatric faculties]. Moscow: MIA Publ., 2019, 520 p.
Просмотров аннотации: 97 Загрузок PDF: 58
Copyright (c) 2023 Raisa A. Tkacheva, Anzhelika A. Kuznetsova, Ekaterina D. Axenova, Natalya D. Mihailova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.