СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРМАНИИ

  • Inna V. Vysotskaya Волгоградский государственный технический университет http://orcid.org/0000-0003-3407-9047
  • Tamara G. Yovanovich Волгоградский государственный технический университет http://orcid.org/0000-0001-7701-6607
  • Olga V. Toporkova Волгоградский государственный технический университет http://orcid.org/0000-0003-0992-5301
  • Olga V. Lazareva Волгоградский государственный технический университет
Ключевые слова: социально-философский анализ, социально-общественные организации, общественная интеграция, образовательные программы, многофункциональные учреждения, эффективная адаптация, разработка проектов, социальное вовлечение

Аннотация

В данной статье анализируется концепция деятельности социально-общественных организаций в системе дополнительного образования пожилых людей Германии. Авторы подчеркивают важность освоения новой парадигмы философского осмысления зарубежного опыта организации и функционирования дополнительного образования с целью внедрения в российское образование успешных технологий обучения с учетом собственного потенциала и традиций. В качестве методологии исследования использовался метод теоретического сравнительного анализа, интерпретации, синтеза полученных данных. Авторы отмечают особую значимость образования для людей старшего возраста с целью поддержки личностного и профессионального развития, сохранения активной жизненной позиции и привлечения пожилых людей к участию в социально-общественной деятельности.

При проведении данного исследования осмысление темы образования людей третьего возраста рассматривалось с социально-философской позиции. По мнению авторов статьи, проблема образования пожилых людей, безусловно, тесно связан с социологией и философией, поскольку для разработки концепции обучения людей третьего возраста необходим анализ ряда социальных и философских проблем. Наше исследование потребовало обращения к философским идеям с точки зрения позитивизма и рассмотрения образования пожилых людей как совокупности теории, практики и социальных реалий. Социальная философия занимает особое место в поиске новых методологических парадигм, а также вносит определенный вклад в разработку концептуальных основ построения процесса образования людей пенсионного возраста в современном обществе.

Биографии авторов

Inna V. Vysotskaya, Волгоградский государственный технический университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Tamara G. Yovanovich, Волгоградский государственный технический университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Olga V. Toporkova, Волгоградский государственный технический университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Olga V. Lazareva, Волгоградский государственный технический университет

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Литература

Vysotskaya I.V. Stanovlenie i razvitie universiteta tret’ego vozrasta v Germanii [Formation and development of the University of the third age in Germany]: abstract of Diss. … of Ph.D. in Pedagogy. Volgograd, 2015, 27 p. http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/avto-vysockaya.pdf

Vysotskaya I.V. Formy raboty s pozhilymi lyud’mi pri obuchenii ispol’zovaniyu novyh informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v Germanii [Forms of work with older people in teaching the use of new information and communication technologies in Germany]. Materialy XIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya [Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference: Theoretical and methodological problems of modern education]. Moscow, 2013, pp. 51-53.

Kononygina T.M. Geragogika (posobie dlya tekh, kto zanimaetsya obrazovaniem pozhilyh lyudej) [Geragogika (manual for those who are engaged in the education of the elderly)]. Orel, 2006, 148 p.

Kononygina T.M. Upravlenie gerontoobrazovaniem: stanovlenie, funkcionirovanie, perspektivy [Management of geront foundation: formation, functioning, prospects]: Diss. … of Ph.D. in Sociology. Orel, 2004, 240 p.

Tikhaeva V.V. Stanovlenie i razvitie sistemy dopolnitel’nogo obrazovaniya vzroslyh v Germanii [Formation and development of the system of additional adult education in Germany]: Diss. … of Ph.D. in Sociology Pedagogy. Volgograd, 2016, 255 p.

Toporkova O.V. O soderzhanii programm vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya za rubezhom: sovremennye tendencii (obzor) [About the content of higher technical education programs abroad: modern trends (review)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, vol. 29, no. 3, pp. 153-167

Shershneva T.G. Razvitie shkol’nogo obrazovaniya v SSHA v konce XIX-nachale XX vekov [The development of school education in the United States at the end of the XIX-beginning of the XX centuries]: abstract of Diss. … of Ph.D. in Pedagogy. Volgograd, 2004, 19 p.

Amaschus A. Die nuen Alten haben sich noch viel vorgenommen. Reiseverhalten von Senioren – heute und morgen, in: FVW international – unabhängige Fachzeitschrift für Touristik und Geschäftsreiseverkehr, 20/1996. S. 40-41.

Becker S., Veelken L., Vallraven K.P. (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000.

F.U.R.: Die Reiseanalyse Urlaub + Reisen 95, Kurzfassung. F.U.R., Hamburg 1995.

Ganser A. Seniorenreisen, in: Seitz E., J. Wolf (Hg.): Tourismusmanagement und – Marketing, Landsberg/Lech 1991. S. 163-179.

Gruner + Jahr – Märkte + Tendenzen: Seniorentourismus, G+J Marktanalyse, Hamburg, 1999.

Hummel K. Bürgerengagement. Seniorengenossenschaften, Bürgerbüros und Gemeinschaftsinitiativen, Freiburg i.B. 1995.

Kade S. Altersbildung. Bd. 1: Lebenssituation und Lernbedarf, Frankfur. M., 1994.

Kruse A. Die Bedeutung der Bildung für die Entwicklung der Kompetenz bei Krankheit und Funktionseibußen im Alter, in: Dettbarn-Reggentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg 1992. S. 141-155.

Naegele G. Bildungs- und Freizeitmodelle für Frührentner. In: Karl, Fred & Walter Tokarski (Hrsg.): Bildung und Freizeit im Alter. Bern1992: Huber, 139-154.

Niederfranke A. Gesundes Älterwerden – Eine Bildungsaufgabe zur Prävention und Rehabilitation, in: HBV 2/1998.

Olbertz J., Prager A. Altenbildung in Ostdeutschland vor und nach der Wende.- In: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 125-140.

Olbricht E. Das Kompetenzmodell des Alters, in: Dettbarn-Reggentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg, 1992.

Otto U. Lernen in Genossenschaften in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft.- Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 207-215.

Roth S., Simoneit G. Vergesellschaftung durch ehrenamtliche Tätigkeit im sozialen Bereich, in: Kohli, Freter, 1993.

Schröter E. Kreative Kulturrezeption auf (Bildungs-) Reisen, in: Spektrum Freizeit 17, 2;3, 1995. S. 144-156.

Semmelroth B. Neue Impulse für Gruppenreisen durch die Themenzentrierte Interaktion, Göttingen 1998, unveröff. Dipl.-Arbeit.

Semmelroth B. Lernen/Bildung auf Reisen in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 271-278.

Schachtner C. Störfall Alter, Frankfurt a. M., 1988.

Seniorenrat. https://www.seniorenrat-mannheim.de/

Tourismus für Senioren. https://ec.europa.eu/

Vath R. Das Altern lernen: Die soziale Dimension des Alterns. Hannover/Berlin/Darmstadt/Dortmund, 1973.

Wissensbörse zwischen Generationen. Österreich. https://www.hilfswerk.at/oesterreich/

Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Vysotskaya, I., Yovanovich, T., Toporkova, O., & Lazareva, O. (2021). СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРМАНИИ. Современные исследования социальных проблем, 13(3), 82-101. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-3-82-101
Раздел
Философские науки