ПРОФЕССОРА ЕСТЕСТВЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ 1850-60-Х ГГ. И «ВТОРИЧНЫЙ ИМПОРТ» НАУКИ

  • Ekaterina Iu. Zharova Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН http://orcid.org/0000-0002-1349-7496
Ключевые слова: история естественных наук, университеты, профессора, естественные отделения, «вторичный импорт» науки, лабораторный метод, практические занятия

Аннотация

Цель. Целью статьи является анализ данных о стажировках будущих профессоров естественных отделений и внедрение лабораторного метода в преподавании, связанного с «вторичным импортом» науки в Россию.

Метод и методология. Основные методы, примененные при написании статьи, – это методы анализа и синтеза, сравнительный и историко-генетический.

Результаты. Значение массовых стажировок профессорских стипендиатов на рубеже 1850-60-х гг. для подготовки смены профессорам во время критического положения в университетах после «мрачного семилетия» и одновременного старения профессорской корпорации, причиной которого явились реформы С.С. Уварова, общеизвестно. Однако следует обратить внимание на то, что в области естественных наук роль стажировок оказывается еще более значительной, так как с ними следует связывать «вторичный импорт» науки в Россию. О том, что такой импорт состоялся, писал еще К.А. Тимирязев в конце XIX века, называя его «пробуждением естествознания». Будучи приверженцем левых взглядов, критиковавшим правительство, даже он не мог не признать, что в случае рубежа 1850-60-х гг. наука развивалась при содействии государства. И именно это содействие обеспечило такое значительное число будущих профессоров, прошедших стажировки в крупнейших научных центрах Европы. Что впоследствии сыграло свою роль в широком распространении лабораторного метода преподавания и адаптации немецкой идеи Wissenschaft в России.

Выводы. Изменение принципа преподавания естественных наук в университетах в 1860-е гг. явилось прямым следствием массовых стажировок профессорских стипендиатов, большинство из которых практиковались в Париже и Гейдельберге. И если с Парижем мы можем связать сам принцип работы в лаборатории для специалистов с определенным опытом и уровнем знаний, то именно с Гейдельбергом и другими университетскими городами Германии следует связывать перенос лабораторного метода обучения студентов, начиная с первого курса, что постепенно усиливало практикоориентированность обучения в российских университетах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ekaterina Iu. Zharova, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН

кандидат биологических наук, научный сотрудник сектора социальных и когнитивных проблем науки

Литература

Andreev A.Yu. Mobility of professors in the University system of the Russian empire of the 19th and the beginning of the 20th centuries. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 2: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2020, no. 97, pp. 68-93.

Varadinov N. Neobkhodimost' reformy v nashem universitetskom obrazovanii [The need of the reform in our university education]. ZhMNP, 1870, vol. 150, pp. 1-18.

Vishlenkova E.A., Galiulina R.Kh., Il'ina K.A. Russkie professora: Universitetskaya korporativnost' ili professional'naya solidarnost' [Russian professors: university corporatism or professional solidarity]. Moscow, 2012, 650 p.

Golovnin A.V. Zapiski dlya nemnogikh [Notes for few]. St. Petersburg, 2004, 575 p.

Gribovskiy M.V. Difficulties of a University Career in Russia in the Late XIX – Early XX Centuries. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy [Sociology of science and technology], 2020, vol. 11, no. 2, pp. 146-159.

Grigor'ev V.V. Imperatorskiy Sankt–Peterburgskiy universitet v techenie pervykh 50 let ego sushchestvovaniya: istoricheskaya zapiska [Imperial St. Petersburg University during the first 50 years of its existence: historical note]. St. Petersburg, 1870, 432 p.

Eremina T.I. Pravovye stimuly professional'noy deyatel'nosti uchenogo sosloviya universitetov Rossiyskoy imperii [Legal incentives for the professional activity of the academic class of universities of the Russian Empire]. Pravo i obrazovanie, 2017, no. 7, pp. 137-148.

Zhukovskaya T.N. Stipendiaty rossiyskikh universitetov v Evrope v 1800-1810-kh godakh (po pis'mam i dnevnikam) [Scholarships on Russian universities in Europe in 1800-1810-th (on the basis of letters and diaries)]. Zapad – Vostok [West - East], 2016, no. 9, pp. 59-95.

Zapiski V.V. Markovnikova [Notes of Vladimir V. Markovnikov]. Russkiy arkhiv. Istoriko-literaturnyy sbornik, 1910, no. 1-4, pp. 357-400.

Zograf N. Otradnaya stranitsa iz istorii russkoy nauki. Anatoliy Petrovich Bogdanov [Pleasant page from the history of Russian science. Anatoly P. Bogdanov]. Zoologicheskie issledovaniya, 2015, no. 18, pp. 39-63.

Ivanov A.E. Uchenoe dostoinstvo v Rossiyskoy imperii. XVIII – nachalo XX veka. Podgotovka i nauchnaya attestatsiya professorov i prepodavateley vysshey shkoly [Scholarly dignity in the Russian Empire. XVIII – the beginning of the XX century. Training and scientific certification of professors and teachers of higher education]. Moscow, 2016, 656 p.

Izvlechenie iz doneseniya ministerstvu narodnogo prosveshcheniya akademika taynogo sovetnika Bera o poseshchenii letom 1863 goda Kazanskogo universiteta [Extract from the report to the Ministry of Education of the academician and privy councilor Baer about visiting Kazan university summer 1863]. ZhMNP, 1863, no. 119, pp. 516-521.

Izvlechenie iz otcheta Imperatorskogo Kazanskogo universiteta za 1862 god [Extract from the report of Imperial Kazan University for 1862]. ZhMNP, 1863, no. 119, pp. 282-299.

Izvlechenie iz otcheta Imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta za 1862 god [Extract from the report of Imperial St. Petersburg University for 1862]. ZhMNP, 863, no. 119, pp. 494-515.

Izvlechenie iz otcheta po Imperatorskomu Khar'kovskomu universitetu za 1862 god [Extract from the report of Imperial Kharkov University for 1862]. ZhMNP, 1863, no. 120, pp. 142-170.

Inostrantsev A.A. Vospominaniya (Avtobiografiya) [Memories (Autobiography)]. St. Petersburg, 1998, 272 p.

Kostina T.V. Peresmotr kadrovogo sostava russkikh universitetov v 1835-1837 godakh [The revision of the staff at the Russian universities in 1835-1837]. Uroki istorii – uroki istorika. Sbornik statey k 80-letiyu Yu.D. Margolisa (1930–1996) [Lessons of history - lessons of the historian. Collection of articles dedicated to the 80th anniversary of Yu.D. Margolis (1930-1996)]. St. Petersburg, 2012, pp. 234-242.

O nauchnykh posobiyakh universitetov Khar'kovskogo i Kazanskogo, po chasti botaniki [On scientific aids for botany in the Kharkov and Kazan universities]. ZhMNP, 1863, no. 120, pp. 492-505.

Otchet o sostoyanii i deystviyakh Imperatorskogo Moskovskogo universiteta v 1869-70 akademicheskom i 1870 grazhdanskom godu [The repost about the state and actions of the Imperial Moscow university in the 1869-1870 year]. Moscow, 1875.

Otchet o sostoyanii i deystviyakh Imperatorskogo Moskovskogo universiteta za 1858-59 akademicheskiy i 1859 grazhdanskiy gody [The repost about the state and actions of the Imperial Moscow university in the 1858-1859 year]. Moscow, 1859.

Pirogov N.I. Pis'ma iz Geydel'berga [Letters from Heidelberg]. Sochineniya. T. 1. Kiev, 1914, pp. 517-632.

Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [The full collections of acts of the Russian empire]. T. XXXVIII (1863). St. Petersburg, 1866. Shtaty i tabeli.

Pravila dlya studentov i postoronnikh slushateley Imperatorskogo Kazanskogo universiteta [The rules for students and outside listeners of the Imperial Kazan university]. Kazan', 1878, 37 p.

Pravila dlya studentov i postoronnikh slushateley lektsiy v Imperatorskom Khar'kovskom universitete [The rules for students and outside listeners of lectures in the Imperial Kharkov univeersity]. Khar'kov, 1878, 54 p.

Pravila dlya studentov i postoronnikh slushateley S.-Peterburgskogo universiteta [The rules for students and outside listeners of St. Petersburg university]. St. Petersburg,1872, 28 p.

Pravila dlya studentov i postoronnikh slushateley S.-Peterburgskogo universiteta [The rules for students and outside listeners of St. Petersburg university]. St. Petersburg, 1878, 31 p.

Pravila dlya studentov i postoronnikh slushateley S.-Peterburgskogo universiteta [The rules for students and outside listeners of St. Petersburg university]. St. Petersburg, 1881, 35 p.

Pravila Imperatorskogo universiteta svyatogo Vladimira [The rules of the Imperial university of St. Vladimir]. Kiev, 1877, 108 p.

Rossiyskaya professura. XVIII – nachalo XX vv. Biologicheskie i mediko-biologicheskie nauki: biograficheskiy slovar' [Russian professors. XVIIIth – early XXth century. Biology and medico-biology]. St. Petersburg, 2003, 544 p.

Rossiyskaya professura XVIII – nachalo XX v. Nauki o Zemle [Russian professors. XVIIIth – early XXth century. Earth sience]. St. Petersburg, 2020, 666 p.

Rossiyskaya professura. XVIII – nachalo XX v. Fiziko-matematicheskie nauki: biograficheskiy slovar' [Russian professors. XVIIIth – early XXth century. Physics and Mathematics]. St. Petersburg, 2008, 359 p.

Rossiyskaya professura. XVIII – nachalo XX veka. Khimicheskie nauki: biograficheskiy slovar' [Russian professors. XVIIIth – early XXth century. Chemistry]. St. Petersburg, 2004, 274 p.

Timiryazev K.A. Probuzhdenie estestvoznaniya v tret'ey chetverti veka [Awakening of natural sciences in the third quarter of century]. Istoriya Rossii v XIX veke, vol. 7, no. III, St. Petersburg, 1909, pp. 1-30.

A History of the University in Europe. Vol. III: Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945), ed. W. Rüegg. Cambridge University Press, 2004.

Allgemeine deutsche Real-Encyklopädie für die gebildeten Stände. Conversations-Lexikon. Leipzig 1864–1868, 15 Bände. 9. Band: Konradin – Mauer.

Brockhaus’ Conversations-Lexikon. Allgemeine deutsche Real-Encyklopädie. Leipzig 1882–1887, 16 Bände. 10 Band: Kadett – Lenzkirch.

Brockhaus’ Konversations-Lexikon. Leipzig, Berlin und Wien 1892–1896, Neudruck 1896, 16 Bände. 10. Band: K – Lebensversicherung.

Brooks N.M. Alexander Butlerov and the Professionalization of Science in Russia. The Russian Review, 2002, no. 57(1), pp. 10-24, https://doi.org/10.1111/0036-0341.00004

Conversations-Lexikon. Allgemeine deutsche Real-Encyklopädie. Leipzig 1875–1879, 15 Bände. 9. Band: Karlowitz – Maerlant.

Fox R. Scientific enterprise and the patronage of research in France 1800-70. Minerva, 1973, no. 11 (4), pp. 442-473.

Friedman R. Masculinity, Autocracy and the Russian University. 1804-1863. Los Angeles, Berkeley, 2005.

Gordin M.D. The Heidelberg Circle: German Inflections on the Professionalization of Russian Chemistry in the 1860s. Osiris, 2008, no. 23(1), pp. 23-49. https://doi.org/10.1086/591868

Kassow S. Professionalism Among University Professors. Russia's missing middle class: the professions in Russian history. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 1996, pp. 197-222.

Schmidgen H. The Laboratory. EGO: European history online, 2011. URL: http://ieg-ego.eu/en/threads/crossroads/knowledge-spaces/henning-schmidgen-laboratory# (accessed 19.09.2021)

Vanpaemel, G. (2015). The German Model of Laboratory Science and the European Periphery (1860–1914). Sciences in the Universities of Europe, Nineteenth and Twentieth Centuries. Springer, 2015, pp. 211-225. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9636-1_13


Просмотров аннотации: 168
Загрузок PDF: 150
Опубликован
2022-01-31
Как цитировать
Zharova, E. (2022). ПРОФЕССОРА ЕСТЕСТВЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ 1850-60-Х ГГ. И «ВТОРИЧНЫЙ ИМПОРТ» НАУКИ. Современные исследования социальных проблем, 13(4), 53-77. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-4-53-77
Раздел
Исторические науки