СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПОСТРАНЕНИЯ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ

Ключевые слова: жестовый язык, дактилология, иконичность, эволюция языка, типология

Аннотация

Цель научного исследования – рассмотреть вопросы происхождения и развития жестовых языков, неразрывно связанных с историей людей с ограниченными возможностями. Для достижения цели исследованы этапы исторического развития жестовых языков.

Предметом научной работы являются жестовые языки глухих и слабослышащих людей.

При изучении вопросов жестовых языков применялись такие методы, как теоретический анализ работ отечественных и зарубежных лингвистов, посвященных данной проблеме, а также метод сравнительного анализа.

Результаты анализа основных этапов развития жестовых языков позволяют сделать вывод, что становление знаковых языков прошло исторический путь постепенного развития, активно реагируя на потребности развивающегося общества. Такие аспекты, как словесный национальный язык, лингвистические школы, культура народа, оказывают значительное влияние на развитие любого жестового языка. Жестовые языки, также как и звуковые, связаны между собой отношениями родства. Они являются функционально полноценными (естественными) языками с собственным, иногда довольно сложным внутренним механизмом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Dina A. Galieva, Уфимский ЮИ МВД России

доцент, к. филол. н.

Liliya V. Naurazbaeva, Уфимский ЮИ МВД России

старший преподаватель

Литература

Geyl’man I.F. Ruchnaya azbuka i rechevye zhesty glukhonemykh [Manual alphabet and speech gestures of the deaf and dumb]. Moscow: KOIZ, 1957, 596 p.

Dimskis L.S. Izuchaem zhestovyj jazyk [Learning Sign Language]. Moscow: «Akademija» Publ., 2002, 128 p.

Zaytseva G.L. Zhestovaya rech’. Daktilologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Sign speech. Dactylology: textbook for university students]. Moscow: VLADOS Publ., 2000, 192 p.

Zaytseva G.L., Frumkina R.M. Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya zhestovogo yazyka [Psycholinguistic aspects of studying sign language]. Defektologiya [Defectology], 1981, no 1, pp. 14-21.

Islamova E.A. Vvedenie v yazykoznanie: uchebnoe posobie [Introduction to linguistics: manual]. Kazan’: KFU Publ., 2016, 81 p.

Kucheryavaya T.L. Problemy professional’no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh spetsial’nostey [Problems of professionally oriented teaching of a foreign language to students of non-linguistic specialties]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (Sankt-Peterburg, fevral’ 2012 g.) [Theory and practice of education in the modern world: materials of the I International. scientific conference (St. Petersburg, February 2012)], vol. 2. St. Peterburg: Renome, 2012, pp. 336-337. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783/ (accessed 29 July 2021).

Naurazbaeva L.V. Osobennosti obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del daktil’noy i zhestovoy rechi: uchebno-metodicheskoe posobie [Peculiarities of training dactyl and sign speech to police officers: training manual]. Ufa: Ufimskiy YuI MVD Rossii, 2018. URL: http://www/ufali.ru/eios/ebs/Elektronnaya biblioteka/141.pdf (accessed 17 July 2021).

Petrova E.A. Istoki i vektory logiko-kognitivnogo napravleniya v izuchenii yazyka: monografiya [The origins and vectors of the logical-cognitive direction in the study of language: monograph]. Ufa: UYuI MVD Rossii, 2013, 127 p.

Serebrennikov B.A. Territorial’naya i sotsial’naya differentsiatsiya yazyka [Territorial and social differentiation of language]. Obshchee yazykoznanie. Formy sushchestvovaniya, funktsii, istoriya yazyka [General linguistics. Forms of existence, functions, history of language]. Moscow: Nauka Publ., 1970, pp. 451-501.

Solomonik A.B. Filosofiya znakovykh sistem i yazyk [Philosophy of sign systems and language]. Minsk: MET, 2002, 408 p.

Teoriya i praktika russkogo zhestovogo yazyka: uchebnoe posobie [Theory and practice of Russian sign language: manual]. Moscow: DGSK MVD Rossii, 2018, 174 p.

Kharlamenkov A.E. Teoriya russkogo zhestovogo yazyka: uchebnik dlya vuzov [Theory of Russian sign language: textbook for universities]. Moscow: Yurayt Publ., 2021, 171 p. URL: https://urait.ru/bcode/479066 (accessed 29 July 2021).

Corson H.J. Deaf studies: A framework for learning and teaching. Deaf Studies for educators. Washington DC: Gallaudet University, College for Continuing Education, 1992, pp. 7-16.

Stokoe W.C. Sign language structure: an outline of the visual communication systems of the American deaf. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 2005, vol. 10(1), pp. 3-37.

Wixtrom C. Two views of deafness. Deaf American, 1988, 38(1), pp. 3-10.


Просмотров аннотации: 261
Загрузок PDF: 176
Опубликован
2022-01-31
Как цитировать
Galieva, D., & Naurazbaeva, L. (2022). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПОСТРАНЕНИЯ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ. Современные исследования социальных проблем, 13(4), 592-604. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-4-592-604
Раздел
Языкознание