СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX СТОЛЕТИЙ
Аннотация
Цель – анализ структуры и специфики финансирования среднего профессионального образования в России в конце XIX – начале XX в.
Метод или методология проведения работы: основной метод – историко-генетический, описания включают и количественные показатели, выявленные в статистических источниках.
Результаты: в практику многоканального финансирования средних профессиональных школ позднеимперской России был заложен государственно-общественный принцип, через софинансирование с учетом организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности разных типов школ, что отразилось на внедрении финансовой общественной отчетности образовательных учреждений. Благодаря этому проводимое по остаточному принципу финансирование школы было более устойчивым, чему способствовала также и высокая доля в школьных бюджетах платы за обучение. Выступая в качестве механизма социальной сегментации, она во многом тормозила в государственной школе поиск внешних финансовых средств, ослабляя взаимодействие школы и местного общества, а в негосударственной, наоборот, активизируя эти процессы, одновременно усиливала рыночные механизмы взаимоотношения с заказчиками образовательных услуг, на перспективу снижая качество образования посредством увеличения и максимального сохранения контингента обучающихся. Стабильность стоимости обучения, частично регулируемой прямым государственным вмешательством, но в большей степени сдерживаемой ростом конкуренции, вкупе с расширением практик благотворительности путем перенесения их на поддержку не только школ в целом, но и отдельных учеников, ослабляла социальную сегментацию школьной институции, создавая условия для роста человеческого капитала. Источники самообеспечения школ производственного типа были несущественными, даже в сельскохозяйственных училищах, учебные фермы которых не удалось перевести на коммерческие рельсы. Доминирование в структуре расходов школьных бюджетов статей на зарплату и поддержание материальной базы подчеркивало недостаточность школьного финансирования, проблемы конкурентоспособности педагогического состава и полноценности материальной базы.
Область применения результатов: исторический опыт многоканального финансирования может использоваться в современных практиках пополнения школьных бюджетов, в том числе – за счет совершенствования способов взаимодействия с местным и региональным социумом и широкой общественностью.
Скачивания
Литература
Velikopolsky A.A. Zapiski pedagoga [Memoirs of a teacher]. St. Petersburg, 1909.
Vinogradov V.V. Torgovo-morekhodnoe obrazovanie v Rossii [Merchant marine education in Russia]. St. Petersburg, 1912.
Volman V. Kratkaya istoricheskaya zapiska o 25 letnem sushchestvovanii Kazanskogo remeslennogo uchilishcha Imperatora Aleksandra II [A short historical note on 25 years of existence of Kazan trade school of the Emperor Alexander II]. Kazan, 1906.
Vsya Astrakhan’ i ves’ Astrakhanskiy kray: Pamyatnaya knizhka Astrakhanskoy gub. na 1915 god [The whole Astrakhan and the whole Astrakhan region: Commemorative book of Astrakhan province for 1915]. Astrakhan, 1915.
Vyatskaya rech [Vyatka speech]. 1910. 30 June. № 160.
Gosudarstvennyy arkhiv Kirovskoy oblasti [State Archives of the Kirov Oblast], Kirov (GAKO).
Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Tatarstan [State Archive of the Republic of Tatarstan], Kazan (GART).
Gosudarstvennyy arkhiv Saratovskoy oblasti [State Archive of Saratov Oblast], Saratov (GASO).
Gosudarstvennyy arkhiv Ul’yanovskoy oblasti [State Archive of Ulyanovsk Region], Ulyanovsk (SAUO).
Dnieprov E. D. Rossiyskoe obrazovanie v XIX – nachale XX veka [Russian education in the 19th - early 20th century]. Vol. 2. Мoscow, 2011.
Ezhegodnik Glavnogo upravleniya zemleustroystva i zemledeliya po Departamentu zemledeliya i Lesnomu departamentu: 1907 [Yearbook of the Main Directorate of Land Management and Agriculture of the Department of Agriculture and Forestry Department: 1907]. St. Petersburg. 1908.
Zhurnal Simbirskoy gorodskoy dumy [Journal of Simbirsk City Duma]. 1904. № 18.
Kalendar’ sel’skogo khozyaina na 1912 god [The Countryman’s Calendar for 1912]. St. Petersburg. 1912.
Kargin Yu. Na krayu... Glava 1. Nakanune [On the Edge. Chapter 1. On the eve]. URL: https://www.proza.ru/2014/03/29/2499 (accessed 14.08.2022).
Glagolev A.N. (ed.) Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. Vol. 1. Section 4. Moscow, 1904.
Kratkie svedeniya o Kazanskom promyshlennom uchilishche i usloviya priema [Brief information about Kazan Industrial School and conditions of admission]. Kazan, 1907.
Kratkie statisticheskie svedeniya po podvedomstvennym Departamentu zemledeliya sel’skokhozyaystvennym uchebnym zavedeniyam [Brief statistical information about agricultural schools under the Department of Agriculture]. Vol. 3. St. Petersburg. 1914.
Kurushin A.S. Pervye molodezhnye organizatsii v Simbirske [The first youth organizations in Simbirsk]/ Fomin N.D. (ed.) For the power of Soviets. Memories of participants of the October Revolution in Simbirsk Province. Saratov, 1967, pp. 148-159.
Maksin I.M. Ocherk razvitiya promyshlennogo obrazovaniya v Rossii 1888-1908 [Sketch of the development of industrial education in Russia 1888-1908]. St. Petersburg, 1909.
Materialy po kommercheskomu obrazovaniyu [Materials on commercial education]. Vol. IV. St. Petersburg, 1905.
Materialy po kommercheskomu obrazovaniyu [Materials on commercial education]. Vol. V. St. Petersburg, 1906.
Obzor deyatel’nosti Glavnogo upravleniya zemleustroystva i zemledeliya za 1907 i 1908 gg. [Review of the activities of the General Directorate of Land Management and Agriculture for 1907 and 1908]. St. Petersburg, 1909.
Polozhenie o zemlemernykh uchilishchakh [Provision about surveyor schools]. Zhitomir, 1914.
Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive], St. Petersburg (RGIA).
Saprykin D.L. Obrazovatel’nyy potentsial Rossiyskoy Imperii [Educational Potential of the Russian Empire]. Мoscow, 2009.
Sbornik svedeniy po sel’skokhozyaystvennomu obrazovaniyu [Collection of information on agricultural education]. Vol. IV. St. Petersburg, 1900.
Sbornik svedeniy po sel’skokhozyaystvennomu obrazovaniyu [Collection of information on agricultural education]. Vol. XVI. St. Petersburg, 1911.
Sbornik statisticheskikh svedeniy o sostoyanii srednego i nizshego professional’nogo obrazovaniya v Rossii [Collection of statistical data on the state of secondary and lower vocational education in Russia]. Part 2. St. Petersburg, 1910.
Svedeniya o Kazanskom srednem sel’skokhozyaystvennom uchilishche i pravila dlya postupleniya v nego [Information about Kazan secondary agricultural school and rules for its enrollment]. Kazan, 1913.
Simbirskaya narodnaya gazeta [Simbirsk national newspaper]. 1917. 6 December.
Taneyev V.V. Kazanskoe sel’skokhozyaystvennoe uchilishche [Kazan Agricultural College]. St. Petersburg, 1915.
Upravlenie po delam arkhivov Administratsii munitsipal’nogo obrazovaniya «Gorod Votkinsk» Udmurtskoy Respubliki [Archives Administration of Municipal Formation “Votkinsk City” of the Udmurt Republic], Votkinsk (AUAV).
Tsentral’nyy arkhiv Nizhegorodskoy oblasti [Central Archive of Nizhniy Novgorod Oblast], Nizhniy Novgorod (TsANO).
Tsentral’nyy gosudarstvennyy arkhiv Samarskoy oblasti [Central State Archive of Samara region], Samara (TsGASO).
Charnolusky V.I. Osnovnye voprosy organizatsii shkoly v Rossii [Basic issues of school organization in Russia]. St. Petersburg, 1909.
Просмотров аннотации: 245 Загрузок PDF: 178
Copyright (c) 2022 Timur A. Magsumov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.