КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

  • Ekaterina V. Lazinina Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России https://orcid.org/0000-0002-8120-5889
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, цифровое общество, цифровизация, цифровая коммуникация

Аннотация

Коммуникативная компетенция в реалиях современного мира является одним из базисных навыков, определяющих не только структуру коммуникативной личности цифровой эпохи, но и выступает значимым критерием социализации, социальной интеракции внутри общества. В настоящее время социум подвергается активному переустройству не только с точки зрения системного функционирования и институциональных трансформаций, но и в части каналов взаимодействия, что сигнализирует об активном становлении цифрового общества, как нового этапа цивилизационного развития. Подобная реальность обусловлена ускорением темпов развития цифровых технологий, импликации процессов цифровизации во все сферы общественной процессуальности, а также значительного воздействия цифровизации на коммуникативные способности человека, обусловленные расширением всего коммуникативного пространства через трансперсонализацию с цифровой реальностью. В данной статье предпринимаются попытки рассмотреть цифровое общество через социально-философский ракурс в коммуникативном аспекте на уровне его структурной составляющей – субъекта-коммуниканта, интересующего, в частности, с позиции коммуникативной компетенции.

Обоснование. Цифровое общество выступает абсолютно новым этапом в развитии человечества, следовательно, логичным действием является проведение его всестороннего исследования с целью глубокого, детального понимания сущности, структуры, свойств и характеристик. Исследование коммуникации на уровне субъекта в рамках цифрового общества дает представление о характерных признаках современного цифровизируемого социума.

Цель. В статье рассмотрена коммуникация в цифровом обществе с позиции анализа ее продуцентов – субъектов-индивидов, развивающих навыки формирования коммуникативных актов нового типа в пространстве виртуально-цифровой среды, а именно - коммуникативной компетенции в рамках цифровой коммуникации.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования были использованы ряд научных работ, посвященных теоретизированию цифрового общества, выявлению его основных свойств и характеристик; рассмотрены положения, касающиеся сущности процессов цифровизации; собраны взгляды на видение коммуникации современного типа – цифровой коммуникации. При анализе использовались приемы социально-философской рефлексии, а именно аналитический метод.

Результаты. В качестве результатов можно озвучить ряд выявленных модификаций в области признаков коммуникативной компетенции современного человека цифровизируемого социума. В данном случае речь идет об упразднении языковых средств, используемых для передачи смысла в коммуникативном акте в пользу лексических замен графическими символами, что подтверждает наличие клиповости мышления и восприятия. Отсутствие прямого коммуникативного контакта практически исключает эмоциональный компонент коммуникации, либо искажает его. Семантическая сторона коммуникации искажается и приводит утрате взаимопонимания и эмпатии. Нарушение когнитивно-эпирического аспекта личности показывает деформацию процесса передачи моральных ценностей и этических ориентиров, моделей поведения, что искажает систему представлений об окружающей действительности, идентичности и механизмах субъект-объектных взаимосвязей. Прагматический уровень коммуникации модифицируется ввиду субъективного ситуативного опыта, который формируется в большей части в пространстве цифровой реальности, что создает трудности при неопосредованной коммуникации. В ходе целеполагания самого коммуникативного процесса в виртуально-цифровой среде происходит сдвиг в части игнорирования объективных фактов, правил и законов, либо тривиально обесценивание мнения другого коммуниканта, что взращивает нигилизм, эгоизм, а также подводит к разрушению всего процесса коммуникации в целом.

Область применения результатов. Общеизвестным фактом является взаимообусловленная связь между обществом и коммуникацией в части ретрансляции качественных и количественных характеристик изучаемого объекта и предмета, их коэволюции. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем социально-философском осмыслении структур и характеристик цифрового общества в целом, и коммуникации в частности. Анализируя коммуниканта с позиции его специфических свойств, в данном случае – навыка коммуникации в условиях цифровизации, представляется возможным сформировать отдельные признаки современного социального устройства во взаимосвязи с трансформацией коммуникации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ekaterina V. Lazinina, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России

преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Литература

Gordienko T.P. Smirnova O.Ju. Klassifikacija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii [Classification of information and communication technologies in education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh trudov [Problems of modern pedagogical education. Collection of scientific papers]. Jalta: RIO GPA, 2017, no. 55, part 1, pp. 130-140.

Gnatjuk O.L. Osnovy teorii kommunikacii [Fundamentals of communication theory]. Moscow: KNORUS, 2010.

Dobrinskaja D.E. Chto takoe cifrovoe obshhestvo? [What is a digital society?]. Sociologija nauki i tehnologij, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 112-129.

Kudrjavceva, T.Ju., Kozhina, K.S. Osnovnye ponjatija cifrovizacii [Basic concepts of digitalization]. Vestnik Akademii znanij, 2021, no. 44 (3), p. 150.

Lazinina E.V. Cifrovaja real’nost’ v kontekste processov kommunikacii i jekzistencii cheloveka [Digital reality in the context of human communication and existence processes]. Sovremennye issledovanija social’nyh problem, 2019, no. 2-1, pp. 78-90. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2019-2-78-90

Majer-Shenberger V., Kuk’er K. Bol’shie dannye. Revoljucija, kotoraja izmenit to, kak my zhivem, rabotaem i myslim [Big data. A revolution that will change the way we live, work and think]. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2014.

Podd’jakov A.N. «Otravljajushhie» ataki na mashinnoe obuchenie i semanticheskie seti: versija narrativa ugrozy v cifrovom obshhestve [“Poisoning” attacks on machine learning and semantic networks: a version of the threat narrative in a digital society]. Cifrovoe obshhestvo v kul’turno-istoricheskoj paradigme. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Digital Society in the Cultural-Historical Paradigm. Materials of the International scientific-practical conference] / ed. T.D. Marcinkovskaya, V.R. Orestova, O.V. Gavrichenko. Moscow: RGGU, 2018, pp. 12-16.

Pronchev G.B., Monahov D.N. Ot cifry k cifrovomu obshhestvu [From the digital to the digital society]. Voprosy politologii, 2020, vol. 10, no. 6 (58), pp. 1763–1771.

Starostina E.V., Shapolvalov N.G. Osnovy teorii kommunikacii: uchebnoe posobie [Fundamentals of communication theory: textbook]. Saratov: 2014.

Sturikova M.V. Kommunikativnaja kompetencija: k voprosu o definicii i strukture [Communicative competence: on the question of definition and structure]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2015, no. 6, pp. 27-32.

Chto takoe cifrovizacija i kakie sfery zhizni ona zadenet [What is digitalization and what areas of life will it affect]. https://center2m.ru/digitalization-technologies (accessed March 10, 2022)

Cifrovaja gramotnost’ kak komponent zhiznennyh navykov obuchajushhihsja sovremennoj shkoly [Digital literacy as a component of the life skills of modern school students]. https://kiro46.ru/docs/Cifr_Gramot.pdf (accessed March 10, 2022)

Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovanija primenenija kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniju obrazovanija [Methodological grounds for the application of a competence-based approach to the design of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 12 (218), pp. 85-91.

Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society: Oxford University Press, 2002.

Pavlova E.L. Modern man in the modern world: independence vs manipulation. Kant, 2021, no. 1 (38), pp. 146-153.


Просмотров аннотации: 239
Загрузок PDF: 148
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
Lazinina, E. (2022). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА. Современные исследования социальных проблем, 14(1), 64-80. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-1-64-80
Раздел
Философские науки