РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ)

  • Ekaterina A. Sharapova ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт
  • Galina N. Bozhkova ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт
  • Anton V. Bykov ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт
  • Natalya V. Gallyamova Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей N 2 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Ключевые слова: современная детско-юношеская проза, художественные образы, влияние отцов, виды отцовских образов

Аннотация

Обоснование. Данная статья посвящена изучению влияния отцов на формирование подрастающего поколения. В качестве материала для исследования были выбраны произведения современной детско-юношеской прозы.

Цели исследования: выяснить, какое влияние на воспитание детей оказывают отцы в современной детско-юношеской прозе; какие виды отцов представлены в детско-юношеской литературе 21 в.

В работе впервые проанализированы и классифицированы образы отцов в детско-юношеской прозе 21 в., а также выявлены частота появления того или иного типа отцовства в русской и зарубежной детской литературе и его влияние на формирование подрастающего поколения. Для объективности результатов исследования были проанализированы произведения как отечественных, так и зарубежных писателей различных жанров.

Материалы и методы. В статье применены качественно-количественные подходы, основными из которых являются методы контент-анализа и тематического анализа.

Исследование включает следующие этапы работы:

  1. Выборка текстов. Нами отобраны произведения современной детско-юношеской прозы, освещающие влияние отцов на формирование подрастающего поколения.
  2. Подбор классификаций отеческих образов. Был сформирован корпус текстов. Общий объем выборки составил 7 современных произведений.
  3. Интерпретация произведений современных художественных текстов. Количественный метод контент-анализа позволил перевести результаты в процентный коэффициент, отразив их в таблице и диаграмме. Качественный образно-тематический анализ позволил увидеть влияние видов отцов на формирование личности подрастающего поколения.

Результаты исследования.

Гармоничные отношения отцов с детьми способствуют формированию духовно-нравственной, отзывчивой и способной чувствовать, сочувствовать личности. Особенно важна модель поведения отца для сына, поэтому в 6 произведениях из 7 героями являются сыновья. В проанализированной детско-юношеской литературе 21 в. фигурируют лишь три типа отцов-«нет дома», судья, друг [1]. Это связано, прежде всего, с психологическими особенностями восприятия мира детьми и подростками.

Область применения результатов.

Полученные результаты могут использоваться для внеурочных занятий по литературе в школе, а также при разработке курса «Детская литература» в вузе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ekaterina A. Sharapova, ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

студентка

Galina N. Bozhkova, ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

Anton V. Bykov, ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - Елабужский институт

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

Natalya V. Gallyamova, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей N 2 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Литература

Abramova G.S. Prakticheskaya psikhologiya [Practical psychology]. Moscow: Prometey, 2018, 540 p.

Akulina M. Otnosheniya mezhdu det’mi i roditelyam [Relations between children and parents]. Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2012, 108 р.

Barkan A. Ryadovyye semeynykh voin, ili kak my sozdayem problemy nashim detyam [Family wars G.I.s, or how we create problems for our children]. Moscow: АST, 2009, 384 р.

Borisenko Yu.V. Psikhologiya ottsovstva [The psychology of paternity]. Moscow-Obninsk: “IG-SOCIN”, 2007, 220 p.

Boulbi Dzh. Privyazannost [Affection]. Moscow: Gardariki. 2003,

р.

Mayaluoma M. Papa, poydom za gribami [Dad, let’s go mushrooming]. Moscow: Skuter, 2008, 36 p.

Men’shchikova T. Moy otets zazhigal zvezdy [My father used to light the stars]. Moscow: Kompas Gid, 2019, 144 р.

Nikol’skaya A. Papateka [Papateque]. Moscow: Rosman-Press, 2015, 93 р.

Ozhich Ye. Moy papa - mal’chik [My dad is a boy]. Moscow: Skuter, 2019, 119 р.

Pennipeyker S. Paks [Pax]. Moscow: Samokat, 2016, 320 р.

Prokhazkova I. Babushka s krylyshkami [Grandmother with wings]. St. Peterburg: Polyandriya, 2014, 176 р.

Russo Zh.Zh. Emil’, ili Ob obrazovanii [Emil, or On Education]. Moscow: Typo-lit. I.N. Kushnerev and Co, 1896, 651 p.

Sush. Papa ryadom [Dad is near]. St. Peterburg: Polyandriya, 2018,

р.

Freud Z. Psikhologiya seksual’nosti [Psychology of sexuality]. Moscow: Folio, 2007, 74 p. https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/05/Freyd_Zigmund__Psihologiya_seksualnosti.pdf (accessed 23.06.2020).

Shou B. Gendernaya psikhologiya [Gender psychology]. Moscow: Skuter, 2012, 180 р.

Boshkova G., Shastina E., Shatunova O. The role of grandparents in the child’s personality formation (On the material of children’s literature). Journal of Social Studies Education Research, vol. 9, issue 2, 2018, pp. 283-294. https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/263 (accessed 23.06.2020).

Hardach S. The secret of being a good father. https://www.bbc.com/future/article/20190606-how-to-be-a-good-father-to-a-newborn-son-or-daughter (accessed 23.06.2020).


Просмотров аннотации: 286
Загрузок PDF: 311
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Sharapova, E., Bozhkova, G., Bykov, A., & Gallyamova, N. (2021). РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЫ). Современные исследования социальных проблем, 13(1), 246-262. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-1-246-262
Раздел
Языкознание