АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ)
Аннотация
Амбивалентный характер образовательного процесса в высшей школе рельефно проявился в период пандемии COVID–19. Такая организация обучения ведет к выстраиванию новой когнитивной образовательной модели, в чем и проявляется актуальность данного исследования.
Цель работы – выявить речевое амбивалентное поведение и отношение студентов к новому формату обучения по двум временным периодам в динамике: 2020-2021 и 2021-2022 гг. Научная новизна исследования заключается в установлении амбивалентного оценивания образовательного процесса студентами через призму феномена COVID–19, доказанного экспериментально в ходе опроса.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменно зафиксированные ответы студентов в ходе прагмалингвистического опроса в вузе. Были использованы методы анкетирования, лексико-семантический метод, прагмалингвистический эксперимент, а также количественный и интерпретативный методы.
Результаты. Прагмалингвистический анализ опросных листов показал, что вектор оценивания трех референтных групп первого периода опроса поменялся по сравнению со вторым периодом. У всех 167 респондентов были выявлены амбивалентные реакции: первая группа демонстрирует позитивно-негативную амбивалентность, вторая – негативно-позитивную. Таким образом, зафиксировано неоднозначное, полярное отношение студентов к рассматриваемой образовательной реалии с точки зрения амбивалентного подхода к исследованию.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика: Научно-теоретический журнал. 2008. № 7. С. 8-17.
Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96
Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер. 2003. 415 с.
Матвеева Г.Г., Ленец А.В., Петрова Е.И. Основы прагмалингвистики. Монография. М.: Изд-во «Флинта», 2013. 232 с.
Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. №1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167
Тактарова А.В. Прагмалингвистический аспект речевого поведения русскоязычных и немецкоязычных журналистов в синхронии и диахронии. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2016. 18 с.
Черкасова М.Н. Амбивалентность как свойство речевой агрессии // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18(113). С. 232-241.
Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Академическое письмо как компонент имиджмейкинга при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (на примере русского и английского языков) / Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы IX Международной научно-практической конференции (26 октября 2021 г.). Ростов-н/Д. С. 196-201.
Чуриков М.П. Актуализация стратегии уверенного / неуверенного речевого поведения политического деятеля в интервью // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 12. С. 96-100.
Шерайзина Р.М. Амбивалентный подход к модернизации педагогического образования в современном университетском комплексе // ИТС. 2003. №3. С. 16-20.
Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries // International Journal of Educational Research Open, Volumes 2–2, 2021. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100049
Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23
Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students’ satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628
References
Bim-Bad B.M., Yegorova L.I. Kategorija ambivalentnosti v teorii vospitanija cheloveka [Ambivalence category in the theory of human education]. Pedagogika [Pedagogy], 2008, no. 7, pp. 8-17.
Isaeva T.E. Kompetencii i «jelektronnaja» pedagogicheskaja kul’tura prepodavatelja vysshej shkoly v postpandemicheskom mire [Higher school teacher’s competences and “electronic” pedagogical culture in the post-pandemic world]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 6, pp. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96
Krys‘ko V.G. Slovar‘-spravochnik po social‘noj psihologii [Dictionary-reference book of social psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2003, 415 р.
Matveeva G.G., Lenecz А.V., Petrova Е.I. Оsnovy` pragmalingvistiki [The fundamentals of pragmalinguistics]. Monography. Moscow, «Flinta» Publ., 2013, 232 p.
Noskova A.V., Goloukhova D.V., Proskurina A.S., Nguyen T.H. Cifrovizaciya obrazovatel`noj sredy`: ocenki studentami Rossii i V`et-nama riskov distancionnogo obucheniya [Digitalization of the Educational Environment: Risk Assessment of Distance Education by Russian and Vietnamese Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021, vol. 30, no. 1, pp. 156-167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167
Taktarova A.V. Pragmalingvisticheskij aspekt rechevogo povedeniya russkoyazy`chny`x i nemeczkoyazy`chny`x zhurnalistov v sinxronii i diaxronii. [Pragmalinguistic aspect of the speech behavior of Russian-speaking and German-speaking journalists in synchrony and diachrony]. Abstract of PhD dissertation. Majkop, 2016, 18 р.
Cherkasova M.N. Ambivalentnost` kak svojstvo rechevoj agressii [Ambivalence as a property of speech aggression]. Nauchny`e vedomosti BelGU [Belgorod State University Scientific Bulletin]. Issue: gumanitarny`e nauki [Human Sciences], 2011, no. 18 (113), рр. 232-241.
Cherkasova M.N., Taktarova A.V. Akademicheskoe pis`mo kak komponent imidzhmejkinga pri podgotovke nauchno-pedagogicheskix kadrov v aspiranture (na primere russkogo i an-glijskogo yazy`kov) [Academic writing as a component of image-making in postgraduate training (on the example of Russian and English)] Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu: tradicii i innovacii: materialy` IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Advertising and Public Relations: Traditions and Innovations: proceedings of the IX international conference]. 26.10.2021. Rostov State Transport University, рp. 196-201.
Churikov M. P. Aktualizaciya strategii uverennogo / neuverennogo rechevogo povedeniya politicheskogo deyatelya v interv`yu [Actualization of strategy of confident or uncertain speech behavior in an interview with a politician] Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region [University Bulletin. North Caucasian region. Series: Social Sciences], 2003, no. 12, pp. 96-100.
Sheraizina R. M. Ambivalentny`j podxod k modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennom universitetskom komplekse [Ambivalent approach to the modernization of pedagogical education in the modern university complex]. ITS [Integration of education], 2003, no. 3, pp. 16-20.
Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries, International Journal of Educational Research Open, Volumes 2–2, 2021. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100049
Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, vol. 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23
Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students’ satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628
Просмотров аннотации: 115 Загрузок PDF: 94
Copyright (c) 2022 Anna V. Taktarova, Marina N. Cherkasova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.