АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ)

  • Anna V. Taktarova Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения»
  • Marina N. Cherkasova Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения» https://orcid.org/0000-0003-2971-6486
Ключевые слова: амбивалентность, амбивалентное отношение и оценивание, COVID–19, университет

Аннотация

Амбивалентный характер образовательного процесса в высшей школе рельефно проявился в период пандемии COVID–19. Такая организация обучения ведет к выстраиванию новой когнитивной образовательной модели, в чем и проявляется актуальность данного исследования.

Цель работы – выявить речевое амбивалентное поведение и отношение студентов к новому формату обучения по двум временным периодам в динамике: 2020-2021 и 2021-2022 гг. Научная новизна исследования заключается в установлении амбивалентного оценивания образовательного процесса студентами через призму феномена COVID–19, доказанного экспериментально в ходе опроса.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменно зафиксированные ответы студентов в ходе прагмалингвистического опроса в вузе. Были использованы методы анкетирования, лексико-семантический метод, прагмалингвистический эксперимент, а также количественный и интерпретативный методы.

Результаты. Прагмалингвистический анализ опросных листов показал, что вектор оценивания трех референтных групп первого периода опроса поменялся по сравнению со вторым периодом. У всех 167 респондентов были выявлены амбивалентные реакции: первая группа демонстрирует позитивно-негативную амбивалентность, вторая – негативно-позитивную. Таким образом, зафиксировано неоднозначное, полярное отношение студентов к рассматриваемой образовательной реалии с точки зрения амбивалентного подхода к исследованию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Anna V. Taktarova, Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения»

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Marina N. Cherkasova, Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения»

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Список литературы

Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика: Научно-теоретический журнал. 2008. № 7. С. 8-17.

Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер. 2003. 415 с.

Матвеева Г.Г., Ленец А.В., Петрова Е.И. Основы прагмалингвистики. Монография. М.: Изд-во «Флинта», 2013. 232 с.

Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. №1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

Тактарова А.В. Прагмалингвистический аспект речевого поведения русскоязычных и немецкоязычных журналистов в синхронии и диахронии. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2016. 18 с.

Черкасова М.Н. Амбивалентность как свойство речевой агрессии // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18(113). С. 232-241.

Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Академическое письмо как компонент имиджмейкинга при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (на примере русского и английского языков) / Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы IX Международной научно-практической конференции (26 октября 2021 г.). Ростов-н/Д. С. 196-201.

Чуриков М.П. Актуализация стратегии уверенного / неуверенного речевого поведения политического деятеля в интервью // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 12. С. 96-100.

Шерайзина Р.М. Амбивалентный подход к модернизации педагогического образования в современном университетском комплексе // ИТС. 2003. №3. С. 16-20.

Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries // International Journal of Educational Research Open, Volumes 2–2, 2021. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100049

Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23

Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students’ satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628

References

Bim-Bad B.M., Yegorova L.I. Kategorija ambivalentnosti v teorii vospitanija cheloveka [Ambivalence category in the theory of human education]. Pedagogika [Pedagogy], 2008, no. 7, pp. 8-17.

Isaeva T.E. Kompetencii i «jelektronnaja» pedagogicheskaja kul’tura prepodavatelja vysshej shkoly v postpandemicheskom mire [Higher school teacher’s competences and “electronic” pedagogical culture in the post-pandemic world]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 6, pp. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

Krys‘ko V.G. Slovar‘-spravochnik po social‘noj psihologii [Dictionary-reference book of social psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2003, 415 р.

Matveeva G.G., Lenecz А.V., Petrova Е.I. Оsnovy` pragmalingvistiki [The fundamentals of pragmalinguistics]. Monography. Moscow, «Flinta» Publ., 2013, 232 p.

Noskova A.V., Goloukhova D.V., Proskurina A.S., Nguyen T.H. Cifrovizaciya obrazovatel`noj sredy`: ocenki studentami Rossii i V`et-nama riskov distancionnogo obucheniya [Digitalization of the Educational Environment: Risk Assessment of Distance Education by Russian and Vietnamese Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021, vol. 30, no. 1, pp. 156-167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

Taktarova A.V. Pragmalingvisticheskij aspekt rechevogo povedeniya russkoyazy`chny`x i nemeczkoyazy`chny`x zhurnalistov v sinxronii i diaxronii. [Pragmalinguistic aspect of the speech behavior of Russian-speaking and German-speaking journalists in synchrony and diachrony]. Abstract of PhD dissertation. Majkop, 2016, 18 р.

Cherkasova M.N. Ambivalentnost` kak svojstvo rechevoj agressii [Ambivalence as a property of speech aggression]. Nauchny`e vedomosti BelGU [Belgorod State University Scientific Bulletin]. Issue: gumanitarny`e nauki [Human Sciences], 2011, no. 18 (113), рр. 232-241.

Cherkasova M.N., Taktarova A.V. Akademicheskoe pis`mo kak komponent imidzhmejkinga pri podgotovke nauchno-pedagogicheskix kadrov v aspiranture (na primere russkogo i an-glijskogo yazy`kov) [Academic writing as a component of image-making in postgraduate training (on the example of Russian and English)] Reklama i svyazi s obshhestvennost`yu: tradicii i innovacii: materialy` IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Advertising and Public Relations: Traditions and Innovations: proceedings of the IX international conference]. 26.10.2021. Rostov State Transport University, рp. 196-201.

Churikov M. P. Aktualizaciya strategii uverennogo / neuverennogo rechevogo povedeniya politicheskogo deyatelya v interv`yu [Actualization of strategy of confident or uncertain speech behavior in an interview with a politician] Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region [University Bulletin. North Caucasian region. Series: Social Sciences], 2003, no. 12, pp. 96-100.

Sheraizina R. M. Ambivalentny`j podxod k modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennom universitetskom komplekse [Ambivalent approach to the modernization of pedagogical education in the modern university complex]. ITS [Integration of education], 2003, no. 3, pp. 16-20.

Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries, International Journal of Educational Research Open, Volumes 2–2, 2021. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100049

Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, vol. 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23

Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students’ satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628


Просмотров аннотации: 91
Загрузок PDF: 71
Опубликован
2022-10-31
Как цитировать
Taktarova, A., & Cherkasova, M. (2022). АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ). Современные исследования социальных проблем, 14(3), 183-196. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-3-183-196
Раздел
Языкознание и литературоведение