ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: русский жестовый язык, дактилология, жесты, программа обучения, образовательный процесс

Аннотация

В статье представлены практические аспекты обучения сотрудников органов внутренних дел МВД России, средства развития лингвистической компетентности и способы формирования креативных возможностей личности обучающихся.

Цель научного исследования – выработать педагогические принципы организации процесса обучения, способствующие изучению учебного материала по русскому жестовому языку.

Предметом научной работы является русский жестовый язык.

При изучении вопросов жестовых языков применялись такие методы, как теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, метод эмпирического анализа.

Результаты научной работы направлены на повышение эффективности образовательной работы с обучающимися во время прохождения программы профессионального обучения «Обучение навыкам русского жестового языка сотрудников подразделений дежурных частей, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения, уголовного розыска, по вопросам миграции».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Liliya V. Naurazbaeva, Уфимский ЮИ МВД России

старший преподаватель

Литература

References

Bazoev V.Z. Bilingvizm i obrazovanie glukhikh: sovremennye tendentsii [Bilingualism and the education of the deaf: current trends]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Bulletin of the Pushkin Leningrad State University], 2016. no 4-2,pp. 320-330.

Galieva D.A. Kommunikativnyy metod obucheniya russkomu zhestovomu yazyku [Communicative method of teaching the Russian sign language]. Nauchno-teoreticheskie aspekty kommunikativnykh metodik v protsesse yazykovoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del: Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ufa, 08 oktyabrya 2020 goda [Scientific and Theoretical Aspects of Communicative Methods in the Process of Language Training of Employees of Internal Affairs Bodies: Collection of Scientific-Practical Conference Materials, Ufa, October 08, 2020]. Ufa: Ufimskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2020, pp. 93-96.

Gal’skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya [Modern methods of teaching foreign languages: a guide for teachers]. Moscow, 2003, 192 p.

Dimskis L.S. Izuchaem zhestovyj jazyk: Ucheb. posobie dlja studentov defektol. fak. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Studying a sign language: teaching guide for defectology students]. Moscow: «Akademija» Publ., 2002, 128 p.

Dridze T.M. Yazyk i sotsial’naya psikhologiya: uchebnoe posobie [Language and social psychology: teaching guide]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1980, 224 p.

Zaytseva G.L. Zhestovaya rech’. Daktilologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Sign speech. Dactylology: textbook for university students]. Moscow: VLADOS Publ., 2000, 192 p.

Zaytseva G.L., Frumkina R.M. Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya zhestovogo yazyka [Psycholinguistic aspects of studying a sign language]. Defektologiya [Defectology], 1981, no 1, pp. 14-21.

Kucheryavaya T.L. Problemy professional’no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh spetsial’nostey [Problems of professionally oriented teaching of a foreign language to students of non-linguistic specialties]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (Sankt-Peterburg, fevral’ 2012 g.) [Theory and Practice of Education in the Modern Conference (St. Petersburg, February 2012)], 2012, vol. 2. St. Peterburg: Renome, pp. 336-337. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783/ (accessed August 15, 2022).

Lipina E.A. Iz opyta prepodavaniya russkogo zhestovogo yazyka sotrudnikam politsii v sisteme dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [From the experience of teaching Russian sign language to police officers in the system of additional professional education]. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement Bodies], 2018, no. 1(72), pp. 79-85.

Naurazbaeva L.V. Osobennosti obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del daktil’noy i zhestovoy rechi: uchebno-metodicheskoe posobie [Peculiarities of training dactyl and sign speech to police officers: training manual]. Ufa: Ufimskiy YuI MVD Rossii, 2018. URL: http://www/ufali.ru/eios/ebs/Elektronnaya biblioteka/141.pdf (accessed August 20, 2022).

Naurazbaeva L.V. Osobennosti obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del zhestovoy rechi [Features of training employees of internal affairs bodies of sign speech]. Kul’tura russkoy rechi v mnogonatsional’noy srede: sovremennye problemy obshchestva i obrazovaniya: Sbornik materialov Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara, Ufa, 31 yanvarya 2019 goda [Culture of Russian Speech in a Multinational Environment: Modern Problems of Society and Education: Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Seminar, Ufa, January 31, 2019]. Ufa: Ufimskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2019, pp. 93-95.

Slovar’ russkogo zhestovogo yazyka dlya sotrudnikov organov vnutrennikh del [Dictionary of the Russian sign language for law enforcement officers]. Moscow: DGSK MVD Rossii, 2020, 232 p.

Solomonik A.B. Filosofiya znakovykh sistem i yazyk [Philosophy of sign systems and language]. Minsk: MET Publ., 2002, 408 p.

Teoriya i praktika russkogo zhestovogo yazyka: uchebnoe posobie [Theory and practice of the Russian sign language: study guide]. Moscow: DGSK MVD Rossii, 2018, 174 p.

Kharlamenkov A.E. Teoriya russkogo zhestovogo yazyka: uchebnik dlya vuzov [Theory of Russian sign language: university textbook]. Moscow: Yurayt Publ., 2021, 171 p. URL: https://urait.ru/bcode/479066 (accessed August 19, 2022).

Список литературы

Базоев В.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 320-330.

Галиева Д.А. Коммуникативный метод обучения русскому жестовому языку // Научно-теоретические аспекты коммуникативных методик в процессе языковой подготовки сотрудников органов внутренних дел: Сборник материалов Межд. науч.-практич. конф-ии, Уфа, 08 октября 2020 года. Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 93-96.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М., 2003. 192 с.

Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. 128 с.

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учебное пособие / под ред. проф. А.А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. 224 с.

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

Зайцева Г.Л., Фрумкина Р.М. Психолингвистические аспекты изучения жестового языка // Дефектология. 1981. №1. С. 14-21.

Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. СПб: Реноме, 2012. С. 336-337. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783/ (дата обращения: 15.08.2022).

Липина Е.А. Из опыта преподавания русского жестового языка сотрудникам полиции в системе дополнительного профессионального образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 79-85.

Науразбаева Л.В. Особенности обучения сотрудников органов внутренних дел дактильной и жестовой речи: учебно-методическое пособие. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2018. URL: http://www/ufali.ru/eios/ebs/Электронная библиотека/141.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

Науразбаева Л.В. Особенности обучения сотрудников органов внутренних дел жестовой речи // Культура русской речи в многонациональной среде: современные проблемы общества и образования: Сборник материалов Всероссийского научно-практического семинара, Уфа, 31 января 2019 года / Под общей редакцией Л.У. Бикмаевой. Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 93-95.

Словарь русского жестового языка для сотрудников органов внутренних дел. М.: ДГСК МВД России, 2020. 232 с.

Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. 2-е изд., доп. и испр. Минск: МЕТ, 2002. 408 с.

Теория и практика русского жестового языка: учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2018, 174 с.

Харламенков А.Е. Теория русского жестового языка: учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2021. 171 с. URL: https://urait.ru/bcode/479066 (дата обращения: 19.08.2022).


Просмотров аннотации: 230
Загрузок PDF: 81
Опубликован
2022-10-31
Как цитировать
Naurazbaeva, L. (2022). ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА. Современные исследования социальных проблем, 14(3), 300-308. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-3-300-308
Раздел
Языкознание и литературоведение