ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ

  • Yuliya S. Gavrikova Воронежский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-8526-1629
  • Alla E. Golukovich Воронежский государственный педагогический университет
  • Alexandra S. Trushchinskaya Воронежский государственный педагогический университет
Ключевые слова: прагматика, вопросительное предложение, речевой акт, рекламный нарратив, полиинтенциональность

Аннотация

В статье анализируются вопросительные предложения в англоязычном рекламном туристическом нарративе. Актуальность данного исследования связана с тем, что вопросительная реплика, обладая значительным речеактовым потенциалом, открывает широкие возможности для исследования.

Цель работы – классифицировать вопросительные предложения в английских рекламных текстах по теме «Путешествие», выделив для этого определенные критерии.

Употребление вопросительных предложений – это одна из отличительных синтаксических черт англоязычных рекламных текстов. Вопросительные предложения интригуют потенциальных покупателей, привлекают их внимание к рекламируемому товару или услуге. Новизна исследования состоит в том, что вопрос изучается не как вырванное из контекста высказывание, напротив, анализируется целевая направленность вопросительных реплик.

В статье выявляются коммуникативные намерения вопросов в анализируемом нарративе, а также выделяются типы вопросов с точки зрения выполняемого ими коммуникативного намерения. Также вопросы сравниваются по частотности употребления в рекламном нарративе о путешествиях.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили 136 вопросов, отобранных методом сплошной выборки из рекламных текстов о путешествиях с англоязычных сайтов. В ходе анализа материала были использованы контекстуальный метод, метод сплошной выборки, дистрибутивный, прагматический и количественный методы.

Результаты. Результаты исследования показали, что коммуникативные намерения вопросов в англоязычном рекламном туристическом нарративе отличаются от вопросов, используемых в диалогической речи. Анализ коммуникативных намерений позволил выделить три типа вопросов: направляющие вопросы, цель которых сконцентрировать внимание читателя на чем-то определённом, побудить к действию; вовлекающие вопросы, цель которых привлечь читателя, мотивировать его к чтению рекламного текста; предваряющие вопросы, цель которых имитировать диалогическую речь с экспертом в области туризма. Было выявлено, что направляющий вопрос– это самый частотный тип вопроса в рекламном нарративе о путешествиях. Это связано с тем, что цель рекламного текста – побуждение к определенным действиям.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения прагматических аспектов вопросительных предложений в англоязычном рекламном туристическом нарративе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yuliya S. Gavrikova, Воронежский государственный педагогический университет

 кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка

Alla E. Golukovich, Воронежский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка

Alexandra S. Trushchinskaya, Воронежский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка

Литература

Список литературы

Вальтер Н.В. Вопрос в рекламном тексте // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 2. С. 27-29.

Голукович А.Е., Антонова Л.А. Реализация условий успешности речевого акта вопроса в интеррогативном англоязычном дискурсе (на примере разновидностей институционального дискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7. С. 175-180.

Жуманов В.И. Типы прагматической многозначности вопросительных предложений фразеологической структуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 20(274). С. 51-54.

Мощева С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте: языковые и неязыковые выразительные средства. Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2008. 108 с.

Попова Л.Г. Лингвистические средства убеждения в англоязычной социальной рекламе (на материале британской видеорекламы) // Гуманитарные и юридические исследования: электронный журнал, 2015. № 4. URL: https://humanitieslaw.ncfu.ru/jour/article/view/772/772 (дата обращения: 15.04.2023)

Путина О.Н. Вопрос: предложение, высказывание, речевой акт // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6. С. 499-501.

Халитова Л.К. Семантика и прагматика русских контактоустанавливающих частиц и английского разделительного вопроса: сравнительно-сопоставительный аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: электронный журнал, 2012. № 5. URL: https://www.online-science.ru/m/products/filologicheskie-nauki/gid254/pg0/ (дата обращения: 15.04.2023)

Цурикова Л.В. Вопрос и прагматический диапазон вопросительного предложения: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Воронеж, 1992. 24 с.

Searle J.R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1969, 203 р.

Lonely Planet: туристический сайт. URL: https://www.lonelyplanet.com/ (дата обращения: 10.04.2023)

The Guardian: новостное издание. URL: https://www.theguardian.com/uk/travel (дата обращения: 13.04.2023)

The Times: новостное издание. URL: https://www.thetimes.co.uk/travel/ (дата обращения: 13.04.2023)

Visit Britain: туристический сайт. URL: https://www.visitbritain.com (дата обращения: 10.04.2023)

Traveller: туристический сайт. URL: https://www.cntraveller.com/article/best-places-to-go-on-holiday (дата обращения: 10.04.2023)

Love Exploring: туристический сайт. URL: https://www.loveexploring.com/gallerylist/72078/top-british-tourist-attractions (дата обращения: 10.04.2023)

References

Walter N.V. Vopros v reklamnom tekste [The Question in Advertising Texts]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Voronezh State University], 2016, no. 2, pp. 27-29.

Golukovich A.E., Antonova L.A. Realizacija uslovij uspeshnosti rechevogo akta voprosa v interrogativnom anglojazychnom diskurse (na primere raznovidnostej institucional’nogo diskursa) [Implementation of the Conditions of Success for the Speech Act of a Question in Interrogative English Discourse (on the Example of Types of Institutional Discourse)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Theory and Practice Issues], 2019, no. 7, pp. 175-180.

Zhumanov V.I. Tipy pragmaticheskoj mnogoznachnosti voprositel’nyh predlozhenij frazeologicheskoj struktury [Types of Pragmatic Ambiguity of Phraseological Structure Interrogative Sentences]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2012, no. 20(274), pp. 51-54.

Moscheva S.V. Sposoby dostizhenija jekspressivnosti v reklamnom tekste: jazykovye i nejazykovye vyrazitel’nye sredstva [Means of Achieving Expressiveness in Advertising Texts: Linguistic and Non-Linguistic Expressive Means]. Ivanovo: Ivanovo State Chemical-Technological University, 2008, 108 p.

Popova L.G. Lingvisticheskie sredstva ubezhdenija v anglojazychnoj social’noj reklame (na materiale britanskoj videoreklamy) [Linguistic Means of Persuasion in English Social Advertising (Based on British Video Advertising)]. Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija [Humanities and Legal Studies], 2015, no. 4. URL: https://humanitieslaw.ncfu.ru/jour/article/view/772/772 (accessed April 15, 2023)

Putina O.N. Vopros: predlozhenie, vyskazyvanie, rechevoj akt [Question: Sentence, Utterance, Speech Act]. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2018, no. 6, pp. 499-501.

Khalitova L.K. Semantika i pragmatika russkih kontaktoustanavlivajushhih chastic i anglijskogo razdelitel’nogo voprosa: sravnitel’no-sopostavitel’nyj aspekt [Semantics and Pragmatics of Russian Contact-Initiating Particles and English Tag Questions: Comparative-Contrastive Aspect]. Gumanitarnye, social’no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, Socio-Economic and Social Sciences: Electronic Journal], 2012, no. 5. URL: https://www.online-science.ru/m/products/filologicheskie-nauki/gid254/pg0/ (accessed April 15, 2023)

Tsurikova L.V. Vopros i pragmaticheskij diapazon voprositel’nogo predlozhenija [Question and the Pragmatic Range of the Interrogative Sentence]. Abstract of PhD dissertation. Voronezh, 1992, 24 p.

Searle J.R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1969, 203 p.

Lonely Planet. URL: https://www.lonelyplanet.com/ (accessed April 10, 2023)

The Guardian: News Website. URL: https://www.theguardian.com/uk/travel (accessed April 13, 2023)

The Times. URL: https://www.thetimes.co.uk/travel/ (accessed April 13, 2023)

Visit Britain. URL: https://www.visitbritain.com (accessed April 10, 2023)

Traveller. URL: https://www.cntraveller.com/article/best-places-to-go-on-holiday (accessed April 10, 2023)

Love Exploring. URL: https://www.loveexploring.com/gallerylist/72078/top-british-tourist-attractions (accessed April 10, 2023)


Просмотров аннотации: 85
Загрузок PDF: 60
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Gavrikova, Y., Golukovich, A., & Trushchinskaya, A. (2023). ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ. Современные исследования социальных проблем, 15(2), 106-118. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2023-15-2-106-118
Раздел
Языкознание и литературоведение