ИСКУССТВО АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ И ЕГО РОЛЬ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: религиозное искусство, канон, стиль, литургичность, религиозные процессы, авраамические религии, иудаизм, христианство, ислам

Аннотация

Обоснование. В статье анализируется феномен искусства авраамических религий и его характеристики – канон, стиль и литургичность – в проекции на религиозные процессы в традиционном и секулярном обществах. Трансформация визуального воплощения религий рассматривается в связи с изменениями в религиозной жизни общества, не всегда осознаваемыми и нуждающимися в системно-структурном изучении. Связь искусства с религиозными процессами способна помочь интерпретации как явлений исторического прошлого, так и новейших событий в религиозном искусстве авраамических религий.

Цель работы. Проанализировать роль искусства авраамических религий в религиозных процессах в традиционном и секулярном обществах с позиции известных в науке подходов к изучению религиозного искусства. Выявить возможные закономерности между трансформацией религиозного искусства авраамических религий и религиозными процессами в традиционном и секулярном обществах.

Материалы и методы. Исследование осуществляется на материале религиозного искусства авраамических религий в традиционном и секулярном обществах с применением системно-структурного подхода, междисциплинарного подхода и принципа религиозной и идеологической нейтральности.

Результаты исследования. Осмысливается связь искусства авраамических религий и религиозных процессов с последующим выводом о том, что искусство может выступать как свидетельство факторов истории и социокультурной ситуации в целом. Исследуются актуальные проблемные вопросы, раскрывающие роль религиозного искусства для понимания состояния религиозных процессов в обществе. Рассматриваются различные подходы в изучении религиозного искусства в отечественном и зарубежном научном опыте. Показано, что канон выражает преданность ценностям веры в традиционных обществах, в то время как в современном секулярном мире трансформация религиозных ценностей происходит в диапазоне от размывания до политизации, что находит свое выражение в изменении отношения к религиозному искусству и в трансформации его форм.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Искусство и религия», «Эстетические проблемы религиоведения», в программах развития межкультурной компетентности, а также при создании программ экспертной оценки явлений религиозного искусства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Victoria S. Kuznetsova, Иркутский государственный университет

кандидат философских наук, доцент,

Литература

Andreeva Yu.S. Psevdoikony nashego vremeni [Pseudo-icons of our time]. URL: http://uspeniekolmovo.cerkov.ru/2015/12/24/psevdoikoni-nashego-vremeni/ (accessed February 5, 2012)

Bondarenko V.A. Religioznye processy: genezis, evolyuciya, vliyanie na deyatel’nost’ pogranichnoj sluzhby [Religious processes: genesis, evolution, influence on the border service]: Abstract of PhD dissertation. M., 2006, 293 s.

Burkkhard T. Iskusstvo islama. Yаzyk i znachenie [The art of islam. Language and meaning]. [Translation from English] Taganrog: Irbi, 2010 g. 286 s.

Bychkov V.V. 2000 let hristianskoj kul’tury subspecieaesthetica. V 2-h tt.T.2. Slavyanskij mir. Drevnyaya Rus’. Rossiya [2000 years of Christian culture subspecieaesthetica. In 2 vols. V.2. Slavic world. Ancient Russia. Russia]. M. - SPb.: Universitetskaya kniga, 1999. 527 s.

Vel’flin G. Osnovnye ponyatiya teorii iskusstv. Problema evolyucii stilya v novom iskusstve [Basic concepts of art theory. The problem of style evolution in new art]. / per. s nem. A.A. Frankovskogo. M.: V. Shevchuk, 2009g. 344s.

Gerchuk Yu.Ya. Chto takoe ornament. Struktura I smysl ornamental’nogo obraza [What is an ornament. The structure and meaning of the ornamental image]. M.: «Rip – holding», 2013. 301 s.

Glagolev V.S. Pravoslavnoe iskusstvo v prepodavanii kursa “Esteticheskie problem religiovedeniya” / Cerkov’, gosudarstvo i obshchestvo v istorii Rossii I pravoslavnyh stran. Materialy III Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj pamyati pravoslavnyh prosvetitelej svyatyh ravnoapostol’nyh Kirilla I Mefodiya. [Church, state and society in the history of Russia and Orthodox countries. Materials of the III International Conference dedicated to the memory of the Orthodox enlighteners of Saints Cyril and Methodius]. Vladimir. 2011, pp. 16–21.

Davydov I.P. Religioznoe iskusstvo [Religious art]. / A.P. Krasnikov, A.N. Zabiyako, E.S. Elbakyan // Religious Studies Dictionary. M.: Akademicheskij prospekt, 2007, pp. 408–409.

Ezhevika. Akademicheskaya Viki – enciklopediya po evrejskim I izrail’skim temam [Blackberry. Academic Wiki – an encyclopedia of Jewish and Israeli topics]. http://ejwiki.org/wiki (accessed February 5, 2021).

Nalimov V.V. Spontannost’ soznaniya. Veroyatnostnaya teoriya smyslov I smyslovaya arhitektonika lichnosti [Spontaneity of consciousness. Probabilistic theory of senses and semantic architectonics of personality]. M.: Akademicheskijproekt, 2011 g. 399 s.

Naumkin V.V. Islamskij radikalizm v zerkale novyh koncepcij i podhodov [Islamic radicalism in the mirror of new concepts and approaches] // «Vostok», M., 2006 g., № 1, pp. 5-24.

Piotrovskij M.B. Ornament i edinobozhie [Ornament and monotheism]. URL: http://www.islam-portal.ru/e-store/books/articles/74/251/ (accessed February 5, 2021).

Raevskaya N.Yu. Iudaizm: Bog i ego obraz [Judaism: God and His Image]. // Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. 2014. T.15. №2, pp. 208–2017.

Tillih P. Izbrannoe. Teologiya kul’tury Favorites [Theology of culture]. / per. s angl.; Sost. S.YA. Levit, S.V, Lyozov. M.; SPB.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2015. 256 s.

Uzlaner D.A. Konec religii? Istoriya teorii sekulyarizacii. [End of religion? History of the theory of secularization]. M.: Izd. Dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 240 s.

Uzlaner D.A. Postsekulyarnyj povorot. Kak myslit’ o religii v XXI v. [Post-secular turn. How to think about religion in the XXI century]. M.: Izd-vo instituta Gajdara, 2020. 416 s.

Uspenskij L.A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoj Cerkvi [Theology of the icon of the Orthodox Church]. M.: Dar, 2008. 480 s.

Fat’yanov A.D. Vstupitel’naya stat’ya [Introductory article] // Sokrovishcha Irkutskogo hudozhestvennogo muzeya [Treasures of the Irkutsk Art Museum]. Ogorodnikova T.P. Leningrad: Avrora, 1989. 150 s.

Ya – Tora. Evrejskaya Bibliya i mir [I am Torah. The Jewish Bible and the World]. https://ja-tora.com/tag (accessed February 5, 2021).

Luckmann Th. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. L.: Collier-Macmillan, 1970. 128 p.

Berger P.L. The Social Reality of Religoin. Harmondsworth: Penguin, 1969. 229 p.


Просмотров аннотации: 242
Загрузок PDF: 195
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Kuznetsova, V. (2021). ИСКУССТВО АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ И ЕГО РОЛЬ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССАХ. Современные исследования социальных проблем, 13(1), 31-51. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-1-31-51
Раздел
Философские науки