МЕТАФОРА КАК КРЕАТИВНЫЙ АТТРАКТОР В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ

  • Ekaterina E. Men’shikova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет» http://orcid.org/0000-0001-8410-3223
Ключевые слова: рекламный туристический нарратив, метафора, креативный аттрактор, природоморфные аттракторы, антропоморфные аттракторы, артефактные аттракторы, социоморфные аттракторы

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию потенциала метафорических креативных аттракторов в рекламном туристическом нарративе. Значение работы обусловлено ее соотнесенностью с современными лингвистическими исследованиями, направленными на описание фрагментов языковой картины мира, в которой важное место занимает метафорическая составляющая. Фрагментарность изученности вопросов языкового наполнения креативного аттрактора в текстах разного типа, его качеств и функционально-прагматических характеристик актуализируют проблему данного исследования.

Цель. Установление и описание текстообразующего потенциала метафорических креативных аттракторов в рекламном туристическом нарративе.

Материалы и методы. В качестве материала для исследования использовались тексты рекламного туристического нарратива сети Интернет. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования и приемы анализа: метод анализа и синтеза теоретического материала; метод сплошной выборки; метод метафорического моделирования; описательный метод.

Результаты. Результаты исследования показали, что метафорические креативные аттракторы выступают доминантами текста рекламного туристического нарратива, посредством которых привлекается, фокусируется и удерживается внимание и интерес реципиента текста. Подчеркивается способность креативного аттрактора как репрезентации темы целого текста или его фрагмента и развертыванию его структуры. Автор приходит к выводу, что аттрактор актуализирует тему/проблему и аккумулирует маркеры ценностно значимой информации.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов лекций и семинаров по общему языкознанию, лингвистической семантики, теории и стилистики текста.

Биография автора

Ekaterina E. Men’shikova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет»

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для профессиональных целей

Литература

Baranov A.N. Metaforicheskie modeli kak diskursivnye praktiki [Metaphorical models as discursive practices]. Izvestiya AN. Ser. Literatury i yazyka [Proceeding of RAS. Literature and language series], 2004, vol. 63, no. 1, pp. 33-43.

Barebina N.S. Kognitivnyy antropotsentrizm v usloviyakh formirovaniya epokhi antropotsena (na materiale terminov kognitivnogo podkhoda v lingvistike) [Cognitive antropocentrism in an emerging antropocene (the case of terms in cognitive approach in linguistics)]. Nauka yak rushіyna antikrizova sila: zbіrnik statey. Kiev, Research publications center, 2019, pp. 79-93.

Boychuk AS. Gastronomicheskaya metafora: strukturnyy, semanticheskiy, stilisticheskiy aspekty [Gastronomic metaphor: structural, semantic and stylistic aspects]: Abstract of PhD dissertation. Volgograd, 2012, 25 p.

Boldyreva E.T. Kreativnyy attraktor kak strukturnyy komponent teksta [Creative attractor as structural component of the text]: Abstract of PhD dissertation. Chelyabinsk, 2007, 21 p.

Borbotko V.G. Printsipy formirovaniya diskursa: ot psikholingvistiki k lingvosinergetike [Principles of discourse forming: from psycholinguistics to linguosynergetics]. Moscow, Librokom Publ., 2011, 288 p.

Dem’yankov V.Z. Yazykovaya kreativnost’ v khudozhestvennom tvorchestve [Linguistic creativity in artistic activity]. Trudy instituta russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova. Grigor’evskie chteniya [Proceedings of the Institute of Russian Language named after V.V. Vinogradov. Grigoriev readings], 2016, vol. 7, no. 7, pp. 29-35. http://infolex.ru/elibrary_26498684.pdf

Dirin D. A. Otsenka peyzazhno-esteticheskikh resursov gornykh landshaftov v tselyakh optimizatsii rekreatsionnogo prirodopol’zovaniya (na primere Ust’-Koksinskogo rayona Respubliki Altay) [Evaluation of landscape and aesthetic resources of mountain landscapes in order to optimize the recreational natural resource management]: Abstract of PhD dissertation. Barnaul, 2006, 19 p.

Ippolitov O.O. Ob attraktorakh i nekotorykh kognitivnykh protsessakh v prostranstve kontseptosfery [On attractors and some cognitive processes in concept sphere space]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice]. Tambov: Gramota Publ., 2010, no 1(5), part 2, pp. 85-92. https://www.gramota.net/materials/2/2010/1-2/24.html

Kravchenko A.V. Chelivek, Yazuk, Sreda (k obosnovaniyu kholizma kak metoda gumanitarnoy nauki) [Man, Language, Environment (to substantiate holism as a method of humanitarian science)]. Mir v yazyke [World in laguage]. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2005, pp. 37-52.

Kravchenko A.V. Biologicheskaya real’nost’ yazyka [The biological reality of language]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of cognitive linguistics], 2013. no. 1 (34), pp. 55-63.

Kravchenko A.V. Epistemologicheskaya lovushka yazyka [The epistemological trap of language]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2016. no. 3, pp. 14-26. https://doi.org/10.17223/19986645/41/2

Kravchenko A.V. Informatsionnye tekhnologii i kognitivnoe razvitie: vzglyad s ekolingvisticheskikh pozitsiy [Information technologies and cognitive development: an ecolinguistic view]. Voprosy psikholingvistiki [Journal of Psycholinguistics], 2019, no. 4 (42), pp. 76-91. https://iling-ran.ru/library/voprosy/42/VPL-4-2019-fin-76-91.pdf

Kubryakova E.S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znaniy o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoy tochki zreniya. Rol’ yazyka v poznanii mira [Language and knowledge: on the way of getting knowledge about the language: Parts of speech from the cognitive perspective. The role of language in the world cognition]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury Publ., 2004, 560 p.

Lakoff D, Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors we live by]. Moscow: Editorial URSS Publ., 2004, 256 p.

Ledenev Yu.I. Sistemnost’ i sinergetika kak faktory ustoychivosti yazyka [Systems and synergetics as factors of language stability]. Yazyk. Tekst. Diskurs [Language. Text. Discourse], vol. 5. Stavropol: Stavropol State Pedagogical Institute Publ., 2007, pp. 11-22.

Pechennikova L.V. Tsvetooboznacheniya v reklamnom diskurse (na materiale anglo-amerikanskoy i rossiyskoy reklamy predmetov byta) [Color designation in the advertising discourse (on the material of the Anglo-American and Russian advertising household items)]: Abstract of PhD dissertation. Saratov, 2006, 23 p.

Podryadova V.V. Attraktivnye osobennosti muzykal’nykh poeticheskikh tekstov: lingvisticheskiy aspect [Attractive features of musical poetic texts: a linguistic aspect]: Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2012, 18 p.

Serebrennikova E.F. Aksiologicheskaya parametrizatsiya sotsial’nogo diskursa [The axiological parametrization of social discourse]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Irkutsk State Linguistic University Bulletin], 2013, no. 2(23), pp. 13-18.

Serebrennikova E.F. Aksiologicheskie aspekty realizatsii diskursivnoy pozitsii kak tochki zreniya [Axiolocical aspects of realization of discours position as viewpoint]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Moscow State Linguistic University Bulletin]. 2015, no. 3(714), pp. 84-93.

Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya [Creolized texts and their communicative function]. Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya: monografiya [Optimization of speech influence]. Moscow, Nauka Publ., 1990, pp.180-186.

Filatov K.S. Metafora kak sposob razvertyvaniya zhurnalistskogo teksta [Metaphor as a way to deploy journalistic text. Thesis]. St. Petersburg, 2015, 153 p.

Chudinov A.P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoy metafory (1991–2000) [Russia in the metaphorical mirror: cognitive study of the political metaphor (1991–2000)]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2001, 238 p.

Yakoba I.A., Timofeev S.S. Lingvo-kognitivnye mekhanizmy upravleniya diskursom: konstruirovanie attraktivnogo imidzha [Lingvocognitive mechanisms of discourse control: attractive image construction]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Irkutsk State Technical University Bulletin], 2015, no. 1, pp. 328-332.

Charteris-Black J. Politicians and Rhetoric. The Persuasive Power of Metaphor. Second edition. New York, Palgrave Macmillan, 2011, 370 р.

Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks. Cognitive Science, vol. 22, no. 2. 1998, pp. 133-187. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(99)80038-X

Hartmann, Reinhard R. K., Stork, Frances C. Dictionary of Language and Linguistics. London: Applied Science Publishers, 1972, 530 p.

http://exptur.ru/svad-mav (accessed July 21, 2021).

http://pitert.ru/news/bud-aktivnym-germanii-ost (accessed June 11, 2021).

http://satal-tour.ru/portfolio-view/buotama/ (accessed August 19, 2021).

http://vmguide.info/nashi-tury/2019/1008-1808 (accessed July 23, 2021).

http://zolotaiabalka.ru/ (accessed July 14, 2021).

https://ilovejapantours.com/ru/tour/165-blaze-trailer (accessed September 05, 2021).

https://marbellainstyle.com/ru/uslugi/tury/ronda-individualniy-vinniy-tur/ (accessed June 22, 2021).

https://otrada-tour.ru/product/item/altayskiy-koltsevoy-ekspeditsiya-puteshestvie (accessed June 26, 2021).

https://planeta.romanticcollection.ru/romantika/maldivy-raj-dlya-vlyublennyh/ (accessed September 07, 2021).

https://thunter.ru/countries/france/gastro-tours/ (accessed August 24, 2021).

https://888travel.ru/tours/golden-ring/4359-shedevry-drevnej-rusi (accessed August 10, 2021).

https://www.baikalika.ru/about/team/katya-chernysheva/ (accessed July 03, 2021).

https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-na-altaj/kalejdoskop-altajskih-gor.html (accessed August 09, 2021).

https://www.icstrvl.ru/ (accessed June 06, 2021).

https://www.jazztour.ru/norway/ (accessed August 09, 2021).

https://www.russiadiscovery.ru/tours/k-murudzhunskim-ozeram/ (accessed August 25, 2021).

https://www.salokyla.ru/galereya/foto/?block=4#tab4 (accessed July 09, 2021).

Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thought. Ed. by Andrew Ortony. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1993, pp. 202-251.

Turner M. The Origin of Ideas. Blending, Creativity and the Human Spark. New York, Oxford University Press, 2014, 320 p.

Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Men’shikova, E. (2021). МЕТАФОРА КАК КРЕАТИВНЫЙ АТТРАКТОР В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ. Современные исследования социальных проблем, 13(3), 344-372. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-3-344-372
Раздел
Языкознание