СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ
Аннотация
Сказки братьев Гримм – это сказки, собранные в немецких землях и литературно обработанные великими германистами Якобом и Вильгельмом Гримм. Они вошли в сборник «Детские и семейные сказки» (нем. «Kinder- und Hausmärchen), первоначально изданный в 1812 г. Благодаря своей глубине и замечательным сюжетам эти сказки уже несколько столетий не теряют популярности и с удовольствием читаются взрослыми и детьми. Целью исследования стало выявление и описание структурных и семантических особенностей заголовков, сформулированных немецкими сказочниками.
Актуальность. В современном мире информации заголовок требует всестороннего изучения, поскольку он является ключевым элементом глубинной части содержательной структуры текста и ориентирует читателя в мире литературы и публицистики.
Новизна исследования. В лингвистике на сегодняшний день отсутствует комплексное рассмотрения заголовков немецких сказок, их семантических и структурных особенностей.
Материал исследования. Заголовки сказок братьев Гримм из сборника «Kinder- und Hausmärchen».
В процессе исследования применялись общенаучные и собственно лингвистические методы: описательный метод, метод классификации и систематизации, элементы структурно-семантического анализа и количественного подсчета.
Область применения. Исследование может быть полезным при изучении и преподавании стилистики немецкого языка, прагматики и интерпретации текста.
Результаты. Автор называет структурные особенности заголовков сказок братьев Гримм, приводит в процентном соотношении количество заголовков-слов, заголовков-словосочетаний, заголовков-предложений, перечисляет их семантические особенности, останавливается на сложных словах, говорящих именах, числительных, апеллятивах, уменьшительно-ласкательных суффиксах, а также на фактах из сюжета сказки, которые читатель может узнать уже из заголовка.
Скачивания
Литература
Список литературы
Акимова Т.М. Сказки саратовской области / Сборник сост. Т.М. Акимова, П.Д. Степанов. Саратов: Типография Саратовского облместпрома, 1937. 206 с.
Белоусова Т.А., Фисунова Н.В. Субстантивные генитивные словосочетания в современном немецком языке // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2015, № 6. Вып. 25. C. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26000162 (дата обращения: 20.07.2023).
Богданова О.Ю. Заголовок как элемент текста // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. Т. 13, № 1. С. 116-119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15129225 (дата обращения: 22.07.2023).
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика Синтез, 2012. 80 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 671 с.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 448 с.
Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий. М.: Кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники», 1931. 34 с.
Кулагин Д.Л. Функции русских сказок: философско-культурологический анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017, № 1. С. 133-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27683198 (дата обращения: 25.07.2023).
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 145 с.
Монина Т. С. Аттрактивная функция газетного заголовка // Современная парадигма гуманитарных исследований: проблемы филологии и культурологии: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: Перо, 2018. С. 22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36326757 (дата обращения: 19.07.2023).
Никифоров А.Н. Сказка и сказочник. М.: ОГИ, 2009. 376 с.
Пропп В. Морфология сказки. Л.: «Academia», 1928. 152 с.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т. 2. Сост. Егоров С.Ф. М.: Педагогика, 1998. 350 с.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 304 c.
Brüder Grimm. Kinder- und Hausmärchen. Auswahl. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1971, 288 S.
References
Akimova T.M. Skazki saratovskoy oblasti [Tales of the Saratov region]. Saratov: Tipografija Saratovskogo oblmestproma, 1937, 206 p.
Belousova T.A., Fisunova N.V. Substantivnye genitivnye slovosochetaniya v sovremennom nemetskom yazyke [Substantive genitive phrases in the modern German language]. Nauchnye vedomosti [Scientific Bulletin], 2015, no. 6(25), pp. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25612431 (accessed July 20, 2023).
Bogdanova O.Y. Zagolovok kak element teksta [Title as a text element]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova [Bulletin of KSU named after N.A. Nekrasov], 2007, no. 1, pp. 116-119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15129225 (accessed July 22, 2023).
Bure R.S. Sotsial’no-nravstvennoe vospitanie doshkol’nikov [Social and moral education of preschoolers]. Moscow: Mosaic Synthesis Publ., 2012, 80 p.
Vygotsky L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: AST Publ., 2008, 671 p.
Galperin I.R. Tekst kak ob”ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. Moscow: KomKniga Publ., 2007, 144 p.
Glikman I.Z. Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and methodology of education]. Moscow: VLADOS-PRESS Publ., 2002, 176 p.
Zimnaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: MPSI Publ., 2010, 448 p.
Krzhizhanovsky S.D. Poetika zaglaviy [Poetics of headings]. Moscow: Kooperativnoe izdatel’stvo pisatelej «Nikitinskie subbotniki», 1931, 34 p.
Kulagin D.L. Funktsii russkikh skazok: filosofsko-kul’turologicheskiy analiz [Functions of Russian fairy tales: philosophical and cultural analysis]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul’turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota Publ., 2017, no. 1, pp. 133-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27683198 (accessed July 25, 2023).
Likhachev D.S. Poetika drevnerusskoy literatury [Poetics of ancient Russian literature]. Moscow: Nauka Publ., 1979, 145 p.
Monina T.S. Attraktivnaya funktsiya gazetnogo zagolovka [The attractive function of a newspaper headline]. Sovremennaja paradigma gumanitarnyh issledovanij: problemy filologii i kul’turologii: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The Modern Paradigm of Humanitarian Research: Problems of Philology and Cultural Studies: Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Pero Publ., 2018, pp. 22-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36326757 (accessed July 19, 2023).
Nikiforov A.N. Skazka i skazochnik [Fairy tale and storyteller]. Moscow: OGI Publ., 2009, 376 p.
Propp V. Morfologiya skazki [Morphology of fairy tales]. Leningrad: «Academia» Publ., 1928, 152 p.
Ushinsky K.D. Pedagogicheskie sochineniya v 6 tomakh [Pedagogical works in 6 volumes], vol. 2. Moscow: Pedagogika Publ., 1998, 350 p.
Jung K.G. Arkhitip i simvol [Archetype and symbol]. Moscow: Renaissance Publ., 1991, 304 p.
Brothers Grimm. Kinder- und Hausmärchen. Auswahl. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1971, 288 S.
Просмотров аннотации: 130 Загрузок PDF: 92
Copyright (c) 2023 Victoria V. Lovyannikova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.